Офисов построили больше, чем сейчас нужно: арендаторы могут перебирать

Управление проектами , 24.09.2015

Рекордные объемы ввода офисных объектов привели к росту вакантных площадей и борьбе за арендатора. И, похоже, в ближайшем будущем она лишь обострится. Что происходит на рынке, рассказал руководитель управляющей компании «Твоя столица. Управление проектами» Владимир Давидович:

— Если в 2013 году, по нашим данным, в открытом предложении на рынке находилось около 110 тыс. м2 административных помещений, из которых 10 тыс. приходились на бизнес-центры, то в 2015 году — 225 тыс. «квадратов», включая 50 тыс.

— в современных объектах. Сейчас более 60 столичных бизнес-центров имеют пустующие помещения. Рынок не в состоянии освоить такие объемы, поэтому усиливается борьба за арендатора: собственники снижают ставки, предлагают арендные каникулы, предоставляют удобный график платежей и т. д.

С начала года бизнес-центры в среднем на четверть снизили арендные ставки. Помещения в бизнес-центрах А-класса сейчас предлагают за 23,8 евро с НДС за 1 м2, B-класса — 15,1 евро, класса «С» — 10,9 евро. Рыночные ставки — те, по которым помещения реально сдаются, — заметно ниже: за «квадрат» в объектах класса «A» готовы платить 20,5 евро с НДС, B-класса — 14 евро, C-класса — 9,5 евро. При этом объекты с более высоким уровнем комфорта и выгодным местоположением могут себе позволить держать ставки на 10−15% выше.

Как вели себя арендные ставки этим летом, в том числе после снижения курса рубля в конце августа?

Летом снижение ставок замедлилось. Лишь в некоторых сегментах произошло изменение в пределах 5%, что указывало на скорое достижение ценового дна.

Но при этом объектов становится все больше.

— Прирост офисных площадей в этом году замедлился. На данный момент введено в строй 8 бизнес-центров общей площадью 60,7 тыс. м2, тогда как в прошлом году рынок получил 17 объектов — почти 167 тыс. «квадратов».

По прогнозам, в 2016 году Минск прирастет на 140 тыс. м2 офисных площадей, а в 2017 — на 73 тыс. Через два года объемы ввода офисной недвижимости заметно снизятся, и при благоприятном макроклимате рынок может столкнуться с дефицитом площадей.

Какие офисы не пользуются спросом?

— Помещения, которые предлагаются в аренду за 30 евро с НДС и выше, сейчас не востребованы. Снизился спрос и на офисы со ставками в районе 20−25 евро. Однако это не значит, что арендаторам нужны лишь дешевые офисы (до 10 евро). Так, за последние полгода больше всего вырос спрос на офисы со ставками 10−15 евро — с 26% до 38%. За последний квартал больший интерес стали представлять площади, где «квадрат» предлагают за 15−20 евро, — их доля увеличилась с 18% до 23%.

Что касается размеров, то по-прежнему востребованы небольшие помещения. Около 38% компаний ищут офисы площадью до 50 «квадратов». Около четверти предприятий нуждаются в помещениях от 50 до 100 м2. В 2 раза меньше арендаторов ищут площади от 100 до 150 «квадратов». Крупные офисы пользуются небольшим спросом.

Куда мигрируют арендаторы и как выбрать бизнес-центр, рассказал руководитель брокеридж-направления «Твоя столица. Недвижимость для бизнеса» Юрий Попов:

— Основной тренд последнего времени — перераспределение спроса: компании покидают аскетичные офисы и переезжают в качественные бизнес-центры класса «B» и «В+». Многие думают, что на рынке нет арендаторов. Это не так. Уровень заявленного спроса сейчас не ниже, чем в докризисный период.

Даже в текущих условиях компаниям нужны новые офисы. Мы это доказали на своем примере: заполняемость бизнес-центра «Титул» за год возросла с 30% до 94%. Главное — дать арендаторам то, что они хотят, и тогда бизнес-центр можно заполнить в течение года после ввода в эксплуатацию.

Рынок будет развиваться за счет миграций в более высокий класс сильных и успешных компаний. В результате снижения ставок и широкого выбора объектов они могут себе позволить более удобные и престижные помещения. В первую очередь речь идет об IT-компаниях, банках, оптовых поставщиках, представительствах и «дочках» международных корпораций. А качественных объектов не так уж и много. Среди практически заполненных стоит выделить бизнес-центры «Титул» и «Омега», среди заявленных — Dana Center, «Красавiк» и Amtel. Арендаторы в разумных пределах готовы доплачивать за качественные характеристики офисного объекта.

Бизнес-центр должен иметь единую управляющую компанию, которая занимается всеми бытовыми вопросами. Среди других факторов — возможность гибкой трансформации пространства под бизнес-процессы, качество объемно-планировочных решений (уровень инсоляции и освещения, open space), обеспеченность парковками, круглосуточный доступ и инфраструктура, в том числе наличие конференц-зала, недорогого кафе с обедом стоимостью до 50 тысяч рублей. Нормой становится размещение в офисном здании фитнес-центра и установка велопарковки.

Если раньше перепланировка помещений была проблемой — арендодатели крайне неохотно шли на это, то сейчас вопрос решается быстрее. Среди арендаторов появляются компании с довольно нестандартными запросами. И девелоперу приходится внимательно относиться к таким пожеланиям, хотя это дополнительные временные и материальные затраты. Сейчас на рынке воцарилась «эпоха арендатора» — и с этим уже никто не поспорит.

Источник: realty.tut.by

Наши новости
Нотариальные конторы и бюро Минска
Вам нужна доверенность на продажу (дарение) или на сдачу в аренду квартиры, дове...
12.04.2019 , Управление проектами
Если затянуть с решением, можно не получить ничего...
IT-компании стали клиентами, которые задают тон на рынке коммерческой недвижим...
19.04.2018 , Управление проектами
"Не мешай работать!" и другие заповеди х...
Сегодня очень много говорят о необходимости раскрытия потенциала сотрудников, ...
18.04.2018 , Управление проектами
Союз двух партнеров в поддержку белорусского бизне...
Бизнес в нашей стране с каждым годом становится более сложным и динамичным. Он...
28.03.2018 , Управление проектами
Кусочек счастья для айтишника
Сразу двумя интересными арендаторами пополнил свой багаж МФК «Абшерон» в насту...
27.02.2018 , Управление проектами
Без подсказок и долгих раздумий белорусы выбрали ...
26.01.2018 21:00:00 , Управление проектами
Владимир Давидович: «Девелоперы, которые борются з...
Изменения на рынке недвижимости, которые наблюдаются сегодня, и прогнозы на пять...
04.12.2017 , Управление проектами
Администрации районов города Минска
Администрация руководит социальным и экономическим развитием района, исходя из о...
17.10.2017 , Управление проектами
Фастфуд нового образца или придут ли фудхоллы в Бе...
Культура общественного питания в Беларуси продолжает эволюционировать, особенн...
26.09.2017 , Управление проектами
Есть чему поучиться: как Трампу удалось сколотить ...
Почему недвижимость Трампа пользуется таким успехом? На этот вопрос попытался ...
18.09.2017 , Управление проектами
Все новости
Перейти в каталог
Горячая линия клиентской поддержки
Свяжитесь с руководителем подразделения для решения оперативных вопросов
Мы рядом - для поддержания качества нашей работы!
Светлана Ивановна Куделко
Руководитель управления продаж вторичного рынка жилья
Руслан Николаевич Орлов
Руководитель "Твоя столица. Недвижимость для бизнеса"
Маргарита Александровна Почицкая
Начальник отдела аренды жилья
Наталья Владимировна Жалова
Руководитель "Твоя столица. Новостройцентр"
Служба клиентинга
Сюда Вы можете обратиться с системными пожеланиями к нашей работе или жалобой
Майя Александровна Кузнецова
Помощник руководителя компании по клиентингу
Служба клиентинга
Сюда Вы можете обратиться с системными пожеланиями к нашей работе или жалобой
Майя Александровна Кузнецова
Помощник руководителя компании по клиентингу