Позвонить:
Online-консультации: Перезвоним за 15 секунд:
Ожидайте звонка. Уже звоним...
Сеть офисов:

Требования арендаторов к офисным и торговым площадям стали более серьезными и современными

Коммерческая недвижимость , 19.05.2016

Все же кризисные времена заставляют любой бизнес работать больше и качественнее. Клиенты становятся более требовательными, а оказывающей услуги стороне необходимо держать руку на пульсе. Ирина Будкевич, аналитик отдела консалтинга и аналитики «Твоя cтолица. Управление проектами», рассказала о шести главных требованиях арендаторов коммерческой недвижимости.

— Предложение на рынке аренды современных офисных площадей в настоящее время переживает небывалый расцвет: арендаторам предлагаются офисы от 10 кв.м до 2 тыс. и даже более кв.м в практически 70 бизнес-центрах. Структура предложения в разрезе классов качества такова: доля бизнес-центров классов В и С примерно одинаковая (по 45%), в то время как на класс А приходится лишь 10% от общего объема предложения офисов.

Наблюдавшийся в последние годы «инвестиционный бум», предполагавший приобретение офисных помещений для сдачи в аренду, в настоящее время привел к переизбытку офисов малых площадей – до 100 кв.м. Несмотря на то, что именно в этом сегменте спрос до сих пор остается наиболее активным, объем предложения различных по качеству офисов значительно превышает предъявляемый к ним спрос.

Шесть основных тенденций на рынке офисной недвижимости:
  • Рост требований арендаторов к качественным характеристикам объектов

Дешевые, но при этом требующие значительного ремонта офисы, точно также, как и комфортабельные, но при этом дорогие офисы не пользуются спросом. Основными факторами, на которых арендаторы останавливают свое внимание, в настоящее время являются:

обеспеченность парковочными местами. Практика работы с арендаторами и анализ их предпочтений позволяет говорить об оптимальном соотношении 1 машиноместо на 60-70 кв.м офисной площади бизнес-центра;

— наличие в офисе естественной вентиляции и системы кондиционирования. Практика показывает, что какой-бы мощной ни была приточно-вытяжная система вентиляции, она не в состоянии заменить возможности простого проветривания путем открытия окон. Кондиционирование может обеспечивать как централизованная система, так и отдельно установленные кондиционеры;

планировочные решения формата open-space. Конечно, не все арендаторы стремятся к офису «без границ», но практика показывает, что open-space вместе с грамотно расставленными перегородками, позволяет с комфортом разместиться даже самым ярым приверженцам кабинетной системы;

доступ в офис «24/7». Наиболее часто подобное требование можно услышать от компаний, занятых в IT-сфере, но и другие компании также хотят иметь возможность иметь круглосуточный доступ в арендуемый офис;

— наличие в составе БЦ или его ближайшем окружении объекта общественного питания. Все больше компаний в борьбе за кадровый состав стараются обеспечить своим сотрудникам максимально комфортные условия труда, в числе которых вопрос питания зачастую занимает одно из первых мест.

  • Предоставление арендаторам арендных каникул при сдаче в аренду небольших площадей

Этот срок необходим арендаторам для переезда и обустройства нового офиса и, как правило, составляет от 2 недель до 2 месяцев. В настоящее время на предоставлении арендных каникул настаивают и малые арендаторы, для которых переезд не является чем-то обременительным. Уступать или нет – дело каждого собственника офиса, но подписанный договор аренды, пусть и с отсрочкой платежа, все же лучше, чем неопределённость поиска арендатора.

  • Рост популярности механизма поэтапного выхода на максимальную арендую ставку

В ситуации значительного превышения объемов предложения над спросом, для собственников-арендодателей важно как можно быстрее найти арендатора и заключить договор аренды, пусть даже и по ценам ниже среднерыночных. Ведь скидка в несколько €/кв.м по сравнению с возможным простоем офиса несущественна. Для собственников-арендодателей использование данного механизма выступает конкурентным преимуществом, а арендодателям позволяет сэкономить на аренде.

  • Рост привлекательности современных бизнес-центров

Только за январь – апрель ставки предложения аренды на офисы в бизнес-центрах снизились в среднем на 15% до уровня 18 EUR/кв.м с НДС для класса А, 11 EUR/кв.м с НДС для класса В и 8 EUR/кв.м с НДС для класса С и тем самым максимально приблизились к уровню ставок на административные помещения, расположенные вне бизнес-центров. В этой ситуации все чаще арендаторы предпочитают переехать в современный комфортный офис, расположенный в бизнес-центре с развитой инфраструктурой.

  • Снижение дисконта между ставками предложения и ставками сделок

Средние уровни ставок предложения и совершаемых реальных сделок сближаются. Приемлемыми для рынка ставками сделок в настоящее время являются 14-16 EUR/кв.м с НДС для класса А, 9-11 EUR/кв.м с НДС для класса В и 6-8 EUR/кв.м с НДС для класса С.

  • Снижение активности на рынке долевого строительства и постепенное восстановление вторичного рынка

Наблюдавшееся в последнее время снижение цен на приобретение офисов в собственность для вторичного рынка и рынка долевого строительства было неравномерным. Вследствие чего готовый офис на вторичном рынке в настоящее время можно приобрести по ценам, аналогичным и даже более низким, чем строящийся на рынке долевого строительства.

Количество сделок купли-продажи на вторичном рынке за первый квартал 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросло практически на 40%. Количество бизнес-центров на рынке долевого строительства снизилось на 60% — с 24 до 10 (6 класса В и 4 класса С).

Наши новости
ТОП-5 офисов с ремонтом по ставкам от собственнико...
Выбор офиса, где ваш бизнес будет развиваться и только расцветать
26.06.2024 , Коммерческая недвижимость
Аренда офиса в центре Минска подешевела на 40%
Мнение эксперта о ситуации на рынке коммерческой недвижимости
22.05.2024 , Коммерческая недвижимость
10 критериев, как выбрать офис в аренду
Как избежать дорогостоящих ошибок
26.04.2024 , Коммерческая недвижимость
ТОП-5 офисов недели
Подборка офисов от 200 кв.м
18.04.2024 , Коммерческая недвижимость
Почему пустуют Минские торговые центры?
Разбираемся на примерах трех титанов торговой недвижимости
15.04.2024 , Коммерческая недвижимость
Что в будущем ждет минские бизнес-центры?
Во сколько владельцам офисов обходится простой
15.03.2024 , Коммерческая недвижимость
На простое офисов собственники теряют 2,5 млн
Привлечение арендаторов остается острой проблемой
11.03.2024 , Коммерческая недвижимость
ТОП-5 офисов на высоких этажах с живописным видом ...
Подберите для себя лучший офис
29.01.2024 , Коммерческая недвижимость
Как изменился рынок офисов за 2023? Приводим цифры
Спойлер – ставки опять снизились
21.12.2023 , Коммерческая недвижимость
ТОП-5 стильных офисов в бизнес-центрах. Их стоимос...
Как выбрать офис, который будет способствовать развитию вашего бизнеса?
18.12.2023 , Коммерческая недвижимость
Все новости
Горячая линия клиентской поддержки
Свяжитесь с руководителем подразделения для решения оперативных вопросов
Мы рядом - для поддержания качества нашей работы!
Светлана Ивановна Куделко
Руководитель управления продаж вторичного рынка жилья
Руслан Николаевич Орлов
Руководитель "Твоя столица. Недвижимость для бизнеса"
Маргарита Александровна Почицкая
Начальник отдела аренды жилья
Виктория Владимировна Ляшенко
Руководитель "Твоя столица. Новостройцентр"
Служба клиентинга
Сюда Вы можете обратиться с системными пожеланиями к нашей работе или жалобой
Майя Александровна Кузнецова
Помощник руководителя компании по клиентингу
Служба клиентинга
Сюда Вы можете обратиться с системными пожеланиями к нашей работе или жалобой
Майя Александровна Кузнецова
Помощник руководителя компании по клиентингу