Торговые центры идут в регионы

Коммерческая недвижимость , 13.04.2016

Растет спрос на качественный шопинг в белорусских регионах. Это сигнал застройщикам возводить там современные торговые центры.

Требования жителей регионов к качеству и ассортименту товаров значительно выросли, их уже не удовлетворяет формат «базарной» торговли. Свидетельство тому — увеличение в последние годы количества шопинг-поездок за рубеж представителей районных и областных центров.

Дефицит рождает предложение. Оно и понятно: в Минске уже есть некий минимум современных торговых центров, тогда как в областях они только-только появляются. Следовательно, у ретейлеров есть возможность создать мощные и современные точки притяжения покупателей не только из своего, но и из соседних регионов. Речь идет не о бутиках дорогой одежды, а о торговых объектах, предлагающих доступные по цене товары брендов вроде LC Waikiki, ТВОЕ, Colin’s, уже известных столичным покупателям.

Для привлечения известных брендов необходимы функциональные объекты, в которых торговый оператор сможет рассчитывать на большой трафик посетителей. Кое-где такие объекты уже есть: в Бресте — торговый центр Gallery Grand, в Витебске — торгово-развлекательный комплекс Marko City, в Гомеле — ТЦ «Секрет», в Могилеве — ТЦ «Парк Сити». Некоторые ТЦ работают даже в районных центрах. Так, в 2015 году в Полоцке открылся «Манеж» (20 тыс. кв. м), в 2014-м в Слуцке — «Маяк» (11 тыс. кв. м).

Однако мощностей этих объектов все еще не хватает, чтобы удовлетворить запросы и покупателей, и торговых операторов, желающих работать в регионах. В прошлом году один из крупных европейских брендов отказался от размещения в Бресте, посчитав, что в этом городе пока нет подходящих по формату и концепции торговых центров.

Заметим, что на регионы обращают внимание не только международные, но и белорусские бренды, особенно сейчас, когда арендные ставки на современные торговые площади снизились до 10—12 евро/кв. м (с НДС). Мы также полагаем, что, помимо продавцов потребительских товаров, интерес к расширению торговой сети в регионах проявят операторы общественного питания, в частности фастфуда.

На таком фоне появление новых объектов можно только приветствовать. Из строящихся выделим торгово-развлекательный комплекс «Экватор» в Бресте. Девелоперы этого гипермаркета районного значения заявили площадь более чем в 10 тыс. кв. м, обещают парковку на 840 машино-мест и облагороженную территорию для отдыха. В Гродно строится мультифункциональный комплекс TRINITI площадью более 155 тыс. кв. м, в котором разместятся продуктовый и строительный гипермаркеты, торговая галерея и зона отдыха с кинотеатром и ледовой ареной. Жителей Могилева и близлежащих районов должен порадовать новый многофункциональный комплекс Agsa площадью 35 тыс. кв. м.

Чужие грабли. Главное, чтобы в спешке девелоперы не повторили ошибок своих столичных коллег. По опыту Минска видно, что итогом просчетов могут стать полупустые торговые центры. Еще раз назовем эти ошибки:

  • концепция объектов не учитывает особенности населенного пункта либо ее нет вовсе. В лучшем случае за основу берется проект, успешно зарекомендовавший себя в какой-либо европейской стране, в худшем — торговый центр строится просто как объект недвижимости, а после заполняется хоть какими-нибудь арендаторами. Такие объекты малоинтересны и покупателям, и ретейлерам;
  • нет зонирования по товарным группам магазинов внутри торгового центра, отсутствует внешняя и внутренняя навигация, что создает у посетителей ощущение сумбура и дискомфорта;
  • застройщик необоснованно экономит на техническом и функциональном оснащении торгового центра, применяя маломощные системы вентиляции, кондиционирования, освещения и др.;
  • отсутствует единый коммерческий управляющий торговым центром, что порождает неудобства для арендаторов и затрудняет маркетинговое продвижение объекта, столь важное в условиях растущей конкуренции.

Создавать современную торговую инфраструктуру можно и путем реконструкции существующих объектов.
Пример — дом торговли «Детский мир» в Бресте. После изменения концепции вкупе с косметическим обновлением внешней и внутренней отделки здание переживает вторую молодость. Теперь среди его арендаторов такие известные белорусские производители, как «Mark Formelle», «Свiтанак», «Калiнка».

Наши новости
Не ищи арендатора офиса, а выбирай его!
Простой офисного помещения – потеря денежной выгоды для собственников. А с око...
06.08.2018 , Коммерческая недвижимость
Помещения в домах выгоднее торговых центров?
Вместе с появлением современных торговых центров, с каждым годом все больше ко...
21.06.2018 , Коммерческая недвижимость
Новый БЦ «Имперский» может стать популярным у ИТ-к...
«Сегодня в центральной части города практически отсутствуют свободные площади ...
23.05.2018 , Коммерческая недвижимость
Ждать ли дефицита офисов в Минске?
С каждым годом количество столичных бизнес-центров продолжает увеличиваться. П...
08.05.2018 , Коммерческая недвижимость
Коммерческая недвижимость снова интересна инвестор...
В период кризисной волны 2015-2016 гг., коммерческая недвижимость Минска значи...
26.04.2018 , Коммерческая недвижимость
Современная торговая недвижимость г. Минска. Весна...
Группа компаний «ТВОЯ СТОЛИЦА» представляет аналитический обзор современной то...
24.04.2018 , Коммерческая недвижимость
Современная офисная недвижимость г. Минска. Весна ...
Группа компаний «ТВОЯ СТОЛИЦА» представляет свежий аналитический обзор совреме...
23.04.2018 , Коммерческая недвижимость
«Ни один банкир еще не додумался разрешить собачек...
Спад на рынке офисной недвижимости сменился тенденцией к небольшому росту. Рын...
15.03.2018 , Коммерческая недвижимость
Собственник офисного помещения в стиле "Offic...
Условия акции распространяются на арендаторов, которые примут решение об аренд...
12.03.2018 , Коммерческая недвижимость
Бесплатная база заявок арендаторов попала в открыт...
Пока одни арендодатели офисов тратят время и серьезные усилия на поиски аренда...
06.03.2018 , Коммерческая недвижимость
Все новости