Торговые центры идут в регионы
Растет спрос на качественный шопинг в белорусских регионах. Это сигнал застройщикам возводить там современные торговые центры. Требования жителей регионов к качеству и ассортименту товаров значительно выросли, их уже не удовлетворяет формат «базарной» торговли. Свидетельство тому — увеличение в последние годы количества шопинг-поездок за рубеж представителей районных и областных центров. |
Дефицит рождает предложение. Оно и понятно: в Минске уже есть некий минимум современных торговых центров, тогда как в областях они только-только появляются. Следовательно, у ретейлеров есть возможность создать мощные и современные точки притяжения покупателей не только из своего, но и из соседних регионов. Речь идет не о бутиках дорогой одежды, а о торговых объектах, предлагающих доступные по цене товары брендов вроде LC Waikiki, ТВОЕ, Colin’s, уже известных столичным покупателям.
Для привлечения известных брендов необходимы функциональные объекты, в которых торговый оператор сможет рассчитывать на большой трафик посетителей. Кое-где такие объекты уже есть: в Бресте — торговый центр Gallery Grand, в Витебске — торгово-развлекательный комплекс Marko City, в Гомеле — ТЦ «Секрет», в Могилеве — ТЦ «Парк Сити». Некоторые ТЦ работают даже в районных центрах. Так, в 2015 году в Полоцке открылся «Манеж» (20 тыс. кв. м), в 2014-м в Слуцке — «Маяк» (11 тыс. кв. м).
Однако мощностей этих объектов все еще не хватает, чтобы удовлетворить запросы и покупателей, и торговых операторов, желающих работать в регионах. В прошлом году один из крупных европейских брендов отказался от размещения в Бресте, посчитав, что в этом городе пока нет подходящих по формату и концепции торговых центров.
Заметим, что на регионы обращают внимание не только международные, но и белорусские бренды, особенно сейчас, когда арендные ставки на современные торговые площади снизились до 10—12 евро/кв. м (с НДС). Мы также полагаем, что, помимо продавцов потребительских товаров, интерес к расширению торговой сети в регионах проявят операторы общественного питания, в частности фастфуда.
На таком фоне появление новых объектов можно только приветствовать. Из строящихся выделим торгово-развлекательный комплекс «Экватор» в Бресте. Девелоперы этого гипермаркета районного значения заявили площадь более чем в 10 тыс. кв. м, обещают парковку на 840 машино-мест и облагороженную территорию для отдыха. В Гродно строится мультифункциональный комплекс TRINITI площадью более 155 тыс. кв. м, в котором разместятся продуктовый и строительный гипермаркеты, торговая галерея и зона отдыха с кинотеатром и ледовой ареной. Жителей Могилева и близлежащих районов должен порадовать новый многофункциональный комплекс Agsa площадью 35 тыс. кв. м.
Чужие грабли. Главное, чтобы в спешке девелоперы не повторили ошибок своих столичных коллег. По опыту Минска видно, что итогом просчетов могут стать полупустые торговые центры. Еще раз назовем эти ошибки:
- концепция объектов не учитывает особенности населенного пункта либо ее нет вовсе. В лучшем случае за основу берется проект, успешно зарекомендовавший себя в какой-либо европейской стране, в худшем — торговый центр строится просто как объект недвижимости, а после заполняется хоть какими-нибудь арендаторами. Такие объекты малоинтересны и покупателям, и ретейлерам;
- нет зонирования по товарным группам магазинов внутри торгового центра, отсутствует внешняя и внутренняя навигация, что создает у посетителей ощущение сумбура и дискомфорта;
- застройщик необоснованно экономит на техническом и функциональном оснащении торгового центра, применяя маломощные системы вентиляции, кондиционирования, освещения и др.;
- отсутствует единый коммерческий управляющий торговым центром, что порождает неудобства для арендаторов и затрудняет маркетинговое продвижение объекта, столь важное в условиях растущей конкуренции.
Создавать современную торговую инфраструктуру можно и путем реконструкции существующих объектов. Пример — дом торговли «Детский мир» в Бресте. После изменения концепции вкупе с косметическим обновлением внешней и внутренней отделки здание переживает вторую молодость. Теперь среди его арендаторов такие известные белорусские производители, как «Mark Formelle», «Свiтанак», «Калiнка».