Торговые центры Минска массово переносят сроки открытия
Минск столкнулся с массовым переносом сроков ввода в эксплуатацию и открытия торговых центров. Большинство заявленных на этот год объектов, вероятнее всего, «переедут» на 2016 год. Такое мнение высказал ведущий специалист «Твоя столица. Управление проектами» Александр Великий. |
Перенасыщение рынка торговыми площадями привело к усилению конкуренции и росту средней вакантности площадей. Практически все объекты испытывают дефицит арендаторов. В первую очередь проблема актуальна для новых торговых центров. Так, на рынке стало нормой открытие галереи, заполненной магазинами на 25-30%.
Многие торговые центры, которые планировали открыться в Минске в этом году, вынуждены пересматривать свои планы. Как правило, это связано с отсутствием якорных арендаторов или их неожиданной потерей. В первую очередь сложности возникают с продуктовыми ритейлерами, которым в текущей экономической ситуации стало сложнее выискивать средства на открытие новых супер- и гипермаркетов.
В отличие от всех остальных операторов, продуктовый супермаркет не просто арендует площадь – он интегрирован в объект на уровне проектной документации. Пока арендатор не установит предусмотренное проектом оборудование (холодильные камеры, печи, специальное освещение), весь торговый центр не может быть сдан в эксплуатацию. «Если продуктовый оператор отказывается от договора, то у застройщика остается лишь два варианта – либо приобрести и установить оборудование за свой счет, либо внести изменения в проект, исключающие наличие продовольственного магазина. Но тогда в будущем, если продуктовый ритейлер все же найдется, придется делать отдельный проект и заново проходить все согласования», – пояснил Александр Великий.
Еще одна проблема – дефицит операторов модной одежды. В Минске слабо представлены известные бренды. Большинство бутиков открываются на условиях франшизы на небольших площадях 40-150 кв.м, а бренды уровня Zara пока всерьез не рассматривают возможность прихода в Беларусь.
Вместе с тем некоторые девелоперы пошли иным путем: развивают собственные сети и бренды. Торговые центры, такие как «Корона» и «Е-сити», делают ставку на свои магазины и, следовательно, в меньшей степени зависят от привлекаемых арендаторов. «Чем большую роль девелопер играет в формировании трафика, тем выше шанс как можно скорее заполнить торговый центр», – объяснил ведущий специалист.
В качестве альтернативы – создание тематических объектов, что сейчас весьма популярно. Среди ярких примеров – мебельные торговые центры «Трюм» и «Град», которые за короткое время были заполнены операторами. «Такой формат оказался востребован среди потребителей, поскольку позволяет за один раз охватить сразу несколько магазинов и прицениться. Вслед за мебельными центрами в столице должны появиться и другие интересные объекты со свежей концепцией», – отметил Александр Великий.
В зоне риска оказались торговые центры гигантских размеров – площадью от 50 тыс. «квадратов». Существующие в стране ритейлеры способны заполнить лишь половину площадей. Без крупных зарубежных брендов таким объектам будет практически невозможно освоить большую часть помещений.
С начала года арендные ставки в торговых центрах в среднем снизились на 27% – до 24 евро с НДС за «квадрат». На стоимость аренды влияет местоположение торгового центра и арендуемой площади, интенсивность трафика и специализация оператора. Больше всего платят за аренду аптеки, ювелирные магазины и магазины косметики, расположенные в наиболее проходных местах торгового центра.
Чтобы привлечь посетителей, управляющие компании стараются развивать развлекательную составляющую. В торговых центрах открывают кинотеатры, семейные центры досуга, боулинги, ледовые катки и даже контактные зоопарки. «Возможно, они и не приносят какого-либо ощутимого дохода собственнику помещений, но их присутствие положительно влияет на интенсивность пешеходных потоков. Торговые центры Минска все больше начинают походить на ведущие европейские комплексы», – подытожил представитель «Твоя столица. Управление проектами».