Позвонить:
Online-консультации: Перезвоним за 15 секунд:
Ожидайте звонка. Уже звоним...
Сеть офисов:

Что в тренде у офисных арендаторов?

Коммерческая недвижимость , 30.05.2023

Мы уже неоднократно говорили о том, что в настоящее время объем предлагающихся в аренду офисов не только рекордно большой, но также и существенно превышает предъявляемый на них спрос. Этот материал будет полезен, в первую очередь собственникам офисов – как пустующих (чтобы понять, как и кем их заполнить), так и арендуемых (чтобы не допустить их освобождения и простоя без арендаторов). Мы расскажем, чего же сегодня хотят арендаторы, каковы их типовые запросы и чем их можно привлечь. Не переключайтесь – будет интересно

Актуальные тенденции спроса:

  • Переориентация компаний на рынок аренды, обусловлена двумя факторами:
    • нежеланием «замораживать» финансовые средства.
    После периода падения рынка в 2015-2016 гг., когда цены и ставки снизились наполовину, офисная недвижимость уже не воспринимается компаниями, как инвестиционный актив. В нее инвестируют в основном физлица, приобретая небольшие по площади офисы для сдачи в аренду;

    • для многих компаний важен фактор «гибкости» - возможность оперативно поменять арендуемое помещение, не обременяя себя необходимостью продажи имеющегося. Особенно это актуально для компаний, имеющих плавающую численность штата сотрудников – например, компании IT-профиля;

  • Структура спроса по площадям

    Более 70% спроса приходит на офисы площадью до 150 кв. м., что обуславливается изменением структуры по сфере деятельности офисных арендаторов. Рынок офисов Минска за последние несколько лет потерял своего самого главного и крупного арендатора – IT-компании – порядка 40+% заявок на аренду поступало именно от них. Сейчас IT-сектор ужался до рекордного минимума – 10% в общем объеме спроса. При этом если ранее IT-арендаторы искали площади 1 000+ кв. м., то сейчас, это в лучшем случае, 300 кв. м.

    Нынешний спрос сконцентрирован со стороны компаний из сферы торговли и оказания услуг – то есть небольшой, мелкий частный бизнес, что подтверждает структура заявок по площадям. А у мелкого бизнеса нет большого капиталооборота, они ориентируются на розницу, на простых потребителей. И, соответственно, не могут позволить себе ни большие офисы, ни высокие ставки аренды.

  • В разрезе запрашиваемых ставок аренды, преобладающая доля спроса (56%) сконцентрирована в ценовом сегменте «до 10 EUR/кв. м. с НДС» и «10-15 EUR/кв. м. с НДС» (31%). При этом сегмент «более 15 EUR/кв. м. с НДС» является самым малочисленным – всего лишь порядка 13% от всех поступающих заявок.

    Величина ставок аренды по заключаемым сделкам в настоящее время формируется не только на основе таких базовых критериев, как характеристика конкретного офиса/бизнес-центра (местоположение, уровень отделки, планировка, техническая составляющая, площадь и т. п.), условия договора аренды (срок, условия оплаты и т. п.). На них теперь влияет также и период, в течение которого офисные площади простаивают без арендатора, а также их объем, что напрямую влияет на величину упущенной выгоды за период простоя. А значит это влияет на лояльность собственника к арендатору и запрашиваемой им ставки аренды.

  • Арендаторы переезжают из устаревших зданий в современные, стараясь сохранить бюджет на аренду, в частности за счет оптимизации площадей. К этому располагает также и ценовая лояльность собственников, предлагающих в условиях профицита существенные скидки от первоначально заявленной стоимости аренды при обращении реально заинтересованного арендатора.
  • Рост требований арендаторов к возможностям эффективного использования пространства офиса – предпочтительна смешанная планировка: формат «open-space» с возможностью свободной трансформации рабочего пространства и кабинетная система. Востребованы санузлы и помещения для приема пищи внутри каждого офисного блока от 200 кв. м.;
  • Рост значимости качества инженерных систем офиса - базовые требования для класса «В+»: наличие кондиционирования, возможности открытия окон, хороший воздухообмен посредством вентиляции (проблемное место минских бизнес-центров), обеспеченность личными санузлами, наличие серверных комнат с подведенным кондиционированием, контроль доступа на этаж, видеонаблюдение в местах общего пользования;
  • На принятие решения потенциальным арендатором в выборе того или иного объекта существенно влияет фактор обеспеченности парковочными местами. В настоящее время, для привлечения арендаторов, парковочные места зачастую предоставляются бесплатно из условного расчета 1 м/м на 200 кв.м. арендуемой площади.

Типовые запросы арендаторов:

  • Обеспеченность парковочными местами из минимального расчета 1 м/м на 70 кв. м.

    К бизнес-центрам класса «А», с учетом особенностей их месторасположения (центр города и т.п.) и обусловленных этим сложностей с парковкой, потенциальные арендаторы предъявляют требования обязательного наличия парковочных мест в подземном паркинге.

    Для арендаторов офисов класса «В+» важным является наличие как бесплатных парковочных мест для сотрудников и клиентов, так и парковочных мест на закрытых паркингах для руководящего состава арендаторов.

  • Наличие системы кондиционирования

    Если до 2020 г. кондиционирование было базовым требованием только для офисов класса «А» и «В+», то в настоящее время большинство арендаторов по умолчанию ожидают увидеть кондиционирование и в офисах В-класса.

    Особые требования по части вентиляции предъявляются только к офисам классов «А» и «В+» – необходимо наличие рекуперации.

  • 24-часовой доступ работников в офис

    Данное требование обусловлено спецификой организации рабочего процесса в некоторых сферах деятельности бизнеса, когда у сотрудников нет четкого рабочего графика и важен доступ на рабочее место в любой день недели и время суток.

  • В офисах площадью более 100 кв. м. наличие отдельного санузла и кухни.

    Все больше арендаторов в целях оптимизации рабочего процесса стараются обеспечить максимальную автономность рабочему пространству.

  • Наличие в офисе внутренней чистовой отделки или косметического ремонта после предыдущих арендаторов.

    В период с 2018 по 2020 гг., когда был активный спрос на качественные офисы со стороны IT-компаний, в практику вошло проведение чистового (в новых объектах) или косметического (после предыдущих арендаторов) ремонта силами самих арендаторов – которым со стороны собственника предоставлялись арендные каникулы на время проведения ремонта. На сегодняшний день, данная практика уже неактуальна – ввиду снижения спроса и профицита предложения. Поэтому на сегодняшний день и в перспективе ближайших нескольких лет, затраты на проведение чистового (косметического) ремонта ложатся (будут ложиться) на собственников офисов.

Рынок офисов Минска лишился главного и крупного арендатора – IT-компании
Сегодняшний спрос не может себе позволить ни большие офисы, ни высокие ставки аренды
Наличие кондиционирования и отделки стали базовыми требованиями арендаторов
Open-space уступил по популярности смешанной планировке
Наши новости
Подбираем офис в Минске: ТОП-5 вариантов аренды
04.12.2024 , Коммерческая недвижимость
Сравниваем, что лучше: купить офис или арендовать?
29.11.2024 , Коммерческая недвижимость
Заезжай и работай. Нашли офисы с мебелью в Минске
16.10.2024 , Коммерческая недвижимость
Коммерческая недвижимость для инвестиций: что стои...
10.10.2024 , Коммерческая недвижимость
Что нужно знать перед покупкой коммерческой недвиж...
26.09.2024 , Коммерческая недвижимость
С клиентом на одном уровне. ТОП-5 помещений на пер...
Откройте для себя лучшие коммерческие помещения
24.09.2024 , Коммерческая недвижимость
Коммерческая недвижимость-2024: точки роста и усто...
Итоги конференции по коммерческой недвижимости
29.08.2024 , Коммерческая недвижимость
Кто и как может заработать на рынке коммерческой н...
Конференция «КОММЕРЧЕСКАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ-2024: ТОЧКИ РОСТА И УСТОЙЧИВОСТЬ»
15.08.2024 , Коммерческая недвижимость
ТОП-5 офисов с «топовым» расположением возле метро
26.07.2024 , Коммерческая недвижимость
Старт программы лояльности "Твоя столица"...
22.07.2024 , Купля-продажа жилья
Все новости
Горячая линия клиентской поддержки
Свяжитесь с руководителем подразделения для решения оперативных вопросов
Мы рядом - для поддержания качества нашей работы!
Светлана Ивановна Куделко
Руководитель управления продаж вторичного рынка жилья
Руслан Николаевич Орлов
Руководитель "Твоя столица. Недвижимость для бизнеса"
Маргарита Александровна Почицкая
Начальник отдела аренды жилья
Андрей Анатольевич Чернышев
Руководитель "Твоя столица. Новостройцентр"
Служба клиентинга
Сюда Вы можете обратиться с системными пожеланиями к нашей работе или жалобой
Александр Александрович Булдаков
Заместитель директора по персоналу
Служба клиентинга
Сюда Вы можете обратиться с системными пожеланиями к нашей работе или жалобой
Александр Александрович Булдаков
Заместитель директора по персоналу