Основные тренды на рынке офисной недвижимости, о которых важно знать бизнесу
Редакция «Дела» публикует мнения своих экспертов о важных для бизнеса тенденциях на рынке офисной недвижимости в Минске и регионах.
Андрей Чернышев, заместитель начальника отдела консалтинга и аналитики «Твоя Столица. Управление проектами»:
Если говорить о рынке долевого строительства современной офисной недвижимости в Минске, то здесь отмечается баланс уровня цен. А небольшие колебания обусловлены появлением новых объектов и сдачей в эксплуатацию строящихся. При этом количество строящихся объектов постепенно сокращается, и все больше застройщиков предпочитают строить офисные объекты для последующей сдачи в аренду. Так, если в прошлом году на рынок долевого строительства вышло 13 объектов, то за 11 месяцев текущего года всего лишь 7.
Что касается спроса на вторичном рынке офисной недвижимости, то в ноябре он продолжил оставаться низким. Самым активным в уходящем году был первый квартал, а в последующие месяцы покупательская активность лишь снижалась и, по итогам ноября, достигла более чем 60% падения уровня спроса по сравнению с его средним уровнем.
Средняя ставка аренды предлагаемых на рынке современных офисных помещений сформировалась в ноябре на уровне €23,4 за м2 (с НДС), что соответствует уровню октября и на 5% ниже среднего уровня за январь-октябрь 2014 г.
Денис Четвериков, директор департамента консалтинга и оценки Colliers International в Беларуси:
«Ставки на офисы в областных и районных центрах более низкие, чем в столице. Связано это не только с меньшим спросом на офисную недвижимость, но и с тем, что в регионах этот сегмент не очень развит и почти нет объектов, которые по своему качеству были бы выше класса «В2». Поэтому уровень ставок, как правило, находится в диапазоне €8-12 за м2. Но нельзя сказать, что это очень низкая цена с учетом рентабельности бизнеса в регионах.
Среди арендаторов офисные помещения популярны только в центре города, и спрос на них также пока превышает предложение. По офисной недвижимости в целом вакантность есть, свободное предложение на рынках городов имеется. Однако новые объектыдостаточно быстро находят своего потребителя».