Эксперты отмечают, когда рынок в столице и областных центрах насытится, торговые объекты начнут появляться и в более мелких городах.
Торговые центры выходят за пределы столицы, захватывая все новые города.
Как отметил руководитель торгового сектора «ТВОЯ СТОЛИЦА · УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ» Артем Давидович, в некоторых областных городах уже появились по-настоящему крупные торговые центры. Ярким примером торгового центра с хорошей продуманной концепцией является «Old City», расположенный в Гродно. В городе на данный момент также ведется строительство торгово-развлекательгного комплекса «Тринити», который станет одним из самых масштабных белорусских проектов и самым большим ТРЦ на территории страны. Ожидается появление крупного торгового комплекса и в Бресте. Как заметил специалист, ряд крупных объектов также имеется и на востоке страны (Витебск, Могилев, Гомель), правда, не столь масштабных, как в ее западной части.
Пресыщения торговыми объектами нет
В целом, констатировал Артем Давидович, качественных торговых площадей в регионах сейчас не хватает.
«Большинство сетевых операторов в начале года прислало нашему брокерскому подразделению свои программы по развитию, и могу сказать, что планы по открытию в регионах у них на текущий год очень большие. Это говорит о том, что регионы еще не насыщены ритейлом в полной мере», – отметил он.
«Да, например, в Гомеле, Витебске или Могилеве предложений о свободных площадях хватает, но это происходит скорее оттого, что при наличии выбора все хотят осесть в лучших местах, с максимальной проходимостью и т.д. Пока же рынок не насыщен, торговые площади в менее интересных местах остаются невостребованными», – добавил Артем Давидович.
По словам специалиста, если объект действительно хороший, правильно расположен, с большой парковкой, хорошей концепцией, то не важно, где он находится, в Бресте или Гомеле, туда все равно будут ходить люди и у него будет нулевая вакантность. При этом если сейчас построить торговый центр в чистом поле в Минске, он будет стоять пустой.
ТЦ как центр досуга
Кроме этого, Артем Давидович обратил внимание, что на сегодня общемировым трендом является превращение торгового центра в досуговый. Именно развлечение становится генератором потоков людей в торговые центры.
«Если у нас раньше торгово-развлекательные центры на 90% состояли из торговли и только 10% приходилось на развлечения, то сегодня все больше площадей отводится под общепит, кинотеатр, боулинг и т.д. Проекты за счет этого укрупняются, при этом доля торговых площадей в общем объеме постепенно сокращается», – пояснил Артем Давидович.
«Регионы, понятно, идут вслед за Минском, но объективно еще отстают. Однако уже сейчас там есть достойные примеры крупных торгово-развлекательных центров. К подобным объектам в областных городах можно причислить, например, Old City в Гродно. И я уверен, что схожие объекты со временем будут появляться и в других областных городах», – заметил он.
Мировые бренды
Затронув тему прихода в регионы мировых брендов, эксперт отметил, что в зависимости от того, какая это международная сеть, отличаются и ее требования к объектам, в которых она готова размещаться.
«К примеру, российские или турецкие бренды готовы на что-то закрыть глаза и пойти на компромисс при выборе очередного торгового центра. При этом еще два года назад это были основные игроки в fashion-сегменте, заполучить которых мечтал любой торговый центр, – рассказал Артем Давидович. – Что касаемо таких международных игроков, как Inditex, включающей в себя бренды Zara, Bershka и др., то у них требований к метражу, трафику посетителей и прочим параметрам торгового объекта больше и принципиальность их значительно выше. На мой взгляд, их требованиям в регионах кроме строящегося гродненского «Тринити» никто пока не соответствует».
«В любом случае, я хочу отметить, что потенциал у регионов есть и он весьма высок. Везде люди хотят вкусно есть, красиво одеваться и т.д. Востребованность в торговых центрах для регионов подтверждается также тем фактом, что в данный момент многие сети считают региональное направление приоритетным для своего развития», – добавил он.
При этом специалист подчеркнул, что, открывая новый объект и разрабатывая его концепцию в регионах, владельцу необходимо не забывать учитывать такие факторы, как: менталитет людей в регионе, количество населения и его доходы.
В свою очередь Артем Давидович отметил, что, когда рынок в Минске и областных центрах насытится, торговые объекты начнут появляться и в более мелких городах.