Переезжать или не переезжать? Вот в чем вопрос
«Быть или не быть? Вот в чем вопрос». Этими словами начинается самый известный монолог в истории литературы. В настоящее время многие офисные арендаторы задаются похожим вопросом - переезжать или остаться на прежнем месте? А может попробовать снизить ставку аренды занимаемого помещения или все же искать новый офис?
В данной статье эксперты ГК «ТВОЯ СТОЛИЦА · УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ», приведут аргументы в пользу каждого их этих решений. Итак …
- «Прежде всего, арендаторы не должны исключать ни один из вариантов. Опыт показывает, что часто еще на этапе оценки доступных сценариев они слишком сильно привязаны к чему-то одному: либо остаться, либо поменять офис. Было бы идеально, если бы любая крупная компания (занимающая 500 кв. м офисных площадей и более) могла начать процесс принятия такого решения по крайней мере за 6 месяцев до истечения срока действия их текущего договора аренды. Ведь предварительное планирование дает возможность достичь лучших результатов, а именно: бОльшую свободу в выборе доступных решений и способность проводить всю оценку спокойно и основательно».
Анализируем все плюсы и минусы
Анализ должен начинаться с описания требований, предъявляемых к вашему текущему офису.
Например:
- Что вам нравится в арендуемом помещении и что вы хотели бы изменить?
- Соответствует ли ваш офис корпоративным нормам, например, насколько комфортны условия для работы?
- Какой офис и где занимают ваши конкуренты?
- Как это влияет на привлечение новых сотрудников, а также на потенциальных клиентов?
- Насколько местоположение отвечает запросам текущих сотрудников?
Кроме того, арендаторам стоит обратить внимание на генплан застройки района, в котором находится офис - что будет построено, какие улучшения в инфраструктуре и коммуникации планируются.
«К примеру, транспортная доступность для офисных зданий Минска, расположенных в районе улиц Харьковская и Пономаренко, или, скажем, улицы Жуковского, может кардинально измениться в среднесрочной перспективе в связи со строительством новых станций метро» - отмечают представители ГК «ТВОЯ СТОЛИЦА · УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ».
Рынок – где-то больше, где-то меньше
Наряду с анализом вышеупомянутых факторов арендатору следует «быть в теме» текущей ситуации на рынке недвижимости.
Так, по прогнозам отдела консалтинга и аналитики ГК «ТВОЯ СТОЛИЦА», объем рынка офисных площадей в бизнес-центрах г. Минска по состоянию на конец декабря 2017 года насчитывает порядка 912 тыс. кв. м. Объем же вакантных офисных площадей составляет порядка 30 тыс. кв. м, и эта цифра ежемесячно в течение 2017 г. уменьшается.
Перспективные объемы рынка
«Однако, не стоит соблазняться абсолютной величиной в 30 тыс. кв. м.. Это, на самом деле, очень мало для рынка в почти миллион кв. м.», – уверяют эксперты. – «Вакантность менее 10% рынка можно считать дефицитом. Особенно, если посмотреть в разрезе площадей: в основном это небольшие помещения до 100 кв. м. Офисов же больше 500 кв. м., а тем более больше 1000 кв. м., на рынке коммерческой недвижимости очень мало, особенно, если компания ищет современные варианты, рядом с метро, в центре города и т.д. Дефицит офисных помещений большой площади наметился еще около года назад. Мы неоднократно говорили об этом в своих материалах».
Таким образом, мы можем наблюдать несколько основных тенденций рынка офисной недвижимости 2018 года, а именно:
- Отсутствие прироста качественных площадей класса «А» и «В+»;
- Увеличение доли неудовлетворенного спроса в сегменте площадей класс «В+»;
- Дефицит предложения качественных объектов площадью более 600 кв. м.
Кроме того, стоит учитывать, что в 2017 году новых владельцев нашли порядка 55 тыс. кв. м. офисов. Поэтому при сохранении в следующем году аналогичного объема поглощения, все нововведенное будет не только «съедено» рынком, но еще и будет ощущаться дефицит.
Поэтому арендатору, учитывая данные прогнозы и при наличии предпосылок к смене офиса, не стоит затягивать с этим, потому как в 2018 г. качественных помещений будет становится все меньше.
Сфокусируйтесь на деталях
При анализе рынка стоит сосредоточиться на деталях. При жестокой конкуренции арендодателей в борьбе за клиентов, самостоятельное сравнение доступных предложений может быть затруднительно. Особенно, если речь идет о технических аспектах искомого помещения. Не говоря уже о составлении договора аренды, который будет учитывать не только интересы собственника, но и защищать интересы арендатора.
- «Как уже упоминалось в начале статьи, мы не можем исключить ни один из этих сценариев. С одной стороны, есть более старые здания, которые отлично управляются, их владельцы вкладывают серьезные суммы денег в модернизацию и коммуникации с арендаторами. С другой стороны, арендодатель, который не инвестирует в свое здание, может предложить вам более низкую арендную плату. Самое главное – при принятии решения рассмотреть различные варианты и выбрать лучший для вас. Так, после всестороннего изучения рынка арендаторы либо передоговариваются на продление аренды в случае нахождения консенсуса с текущим арендодателем, либо переезжают в более просторный и/или более экономически выгодный вариант. Если, конечно, таковой не был арендован более проворным арендатором пока шли внутренние согласования, и все разумные сроки на бронирование истекли. Поэтому каким бы ни было ваше решение, при текущем состоянии рынка мы бы не советовали затягивать с действиями по его воплощению».
И помните, что для принятия верного решения необходимы опыт и актуальная информация от застройщика или консультанта по недвижимости по каждому рассматриваемому зданию. Ведь недостаточно знать о многочисленных доступных предложениях рынка, нужно владеть информацией о «том самом» офисе, который отвечает большинству (или всем) вашим требованиям.
Так все-таки, быть или не быть переезду в новый офис? Каждый должен решить для себя. Но при принятии решения следует учитывать то, что предложение офисов на рынке продолжает уменьшаться. И в особенно стесненном положении находятся те компании, которые ориентируются на офисы класса «В+», площадью более 500 кв. м.