Переезжать или не переезжать? Вот в чем вопрос

Коммерческая недвижимость , 28.12.2017

«Быть или не быть? Вот в чем вопрос». Этими словами начинается самый известный монолог в истории литературы. В настоящее время многие офисные арендаторы задаются похожим вопросом - переезжать или остаться на прежнем месте? А может попробовать снизить ставку аренды занимаемого помещения или все же искать новый офис?

В данной статье эксперты ГК «ТВОЯ СТОЛИЦА · УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ», приведут аргументы в пользу каждого их этих решений. Итак …

- «Прежде всего, арендаторы не должны исключать ни один из вариантов. Опыт показывает, что часто еще на этапе оценки доступных сценариев они слишком сильно привязаны к чему-то одному: либо остаться, либо поменять офис. Было бы идеально, если бы любая крупная компания (занимающая 500 кв. м офисных площадей и более) могла начать процесс принятия такого решения по крайней мере за 6 месяцев до истечения срока действия их текущего договора аренды. Ведь предварительное планирование дает возможность достичь лучших результатов, а именно: бОльшую свободу в выборе доступных решений и способность проводить всю оценку спокойно и основательно».

Анализируем все плюсы и минусы

Анализ должен начинаться с описания требований, предъявляемых к вашему текущему офису.

Например:

  • Что вам нравится в арендуемом помещении и что вы хотели бы изменить?
  • Соответствует ли ваш офис корпоративным нормам, например, насколько комфортны условия для работы?
  • Какой офис и где занимают ваши конкуренты?
  • Как это влияет на привлечение новых сотрудников, а также на потенциальных клиентов?
  • Насколько местоположение отвечает запросам текущих сотрудников?

Кроме того, арендаторам стоит обратить внимание на генплан застройки района, в котором находится офис - что будет построено, какие улучшения в инфраструктуре и коммуникации планируются.

«К примеру, транспортная доступность для офисных зданий Минска, расположенных в районе улиц Харьковская и Пономаренко, или, скажем, улицы Жуковского, может кардинально измениться в среднесрочной перспективе в связи со строительством новых станций метро» - отмечают представители ГК «ТВОЯ СТОЛИЦА · УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ».

Рынок – где-то больше, где-то меньше

Наряду с анализом вышеупомянутых факторов арендатору следует «быть в теме» текущей ситуации на рынке недвижимости.

Так, по прогнозам отдела консалтинга и аналитики ГК «ТВОЯ СТОЛИЦА», объем рынка офисных площадей в бизнес-центрах г. Минска по состоянию на конец декабря 2017 года насчитывает порядка 912 тыс. кв. м. Объем же вакантных офисных площадей составляет порядка 30 тыс. кв. м, и эта цифра ежемесячно в течение 2017 г. уменьшается.

Перспективные объемы рынка

«Однако, не стоит соблазняться абсолютной величиной в 30 тыс. кв. м.. Это, на самом деле, очень мало для рынка в почти миллион кв. м.», – уверяют эксперты. – «Вакантность менее 10% рынка можно считать дефицитом. Особенно, если посмотреть в разрезе площадей: в основном это небольшие помещения до 100 кв. м. Офисов же больше 500 кв. м., а тем более больше 1000 кв. м., на рынке коммерческой недвижимости очень мало, особенно, если компания ищет современные варианты, рядом с метро, в центре города и т.д. Дефицит офисных помещений большой площади наметился еще около года назад. Мы неоднократно говорили об этом в своих материалах».

Таким образом, мы можем наблюдать несколько основных тенденций рынка офисной недвижимости 2018 года, а именно:

  • Отсутствие прироста качественных площадей класса «А» и «В+»;
  • Увеличение доли неудовлетворенного спроса в сегменте площадей класс «В+»;
  • Дефицит предложения качественных объектов площадью более 600 кв. м.

Кроме того, стоит учитывать, что в 2017 году новых владельцев нашли порядка 55 тыс. кв. м. офисов. Поэтому при сохранении в следующем году аналогичного объема поглощения, все нововведенное будет не только «съедено» рынком, но еще и будет ощущаться дефицит.

Поэтому арендатору, учитывая данные прогнозы и при наличии предпосылок к смене офиса, не стоит затягивать с этим, потому как в 2018 г. качественных помещений будет становится все меньше.

Сфокусируйтесь на деталях

При анализе рынка стоит сосредоточиться на деталях. При жестокой конкуренции арендодателей в борьбе за клиентов, самостоятельное сравнение доступных предложений может быть затруднительно. Особенно, если речь идет о технических аспектах искомого помещения. Не говоря уже о составлении договора аренды, который будет учитывать не только интересы собственника, но и защищать интересы арендатора.

- «Как уже упоминалось в начале статьи, мы не можем исключить ни один из этих сценариев. С одной стороны, есть более старые здания, которые отлично управляются, их владельцы вкладывают серьезные суммы денег в модернизацию и коммуникации с арендаторами. С другой стороны, арендодатель, который не инвестирует в свое здание, может предложить вам более низкую арендную плату. Самое главное – при принятии решения рассмотреть различные варианты и выбрать лучший для вас. Так, после всестороннего изучения рынка арендаторы либо передоговариваются на продление аренды в случае нахождения консенсуса с текущим арендодателем, либо переезжают в более просторный и/или более экономически выгодный вариант. Если, конечно, таковой не был арендован более проворным арендатором пока шли внутренние согласования, и все разумные сроки на бронирование истекли. Поэтому каким бы ни было ваше решение, при текущем состоянии рынка мы бы не советовали затягивать с действиями по его воплощению».

И помните, что для принятия верного решения необходимы опыт и актуальная информация от застройщика или консультанта по недвижимости по каждому рассматриваемому зданию. Ведь недостаточно знать о многочисленных доступных предложениях рынка, нужно владеть информацией о «том самом» офисе, который отвечает большинству (или всем) вашим требованиям.

Так все-таки, быть или не быть переезду в новый офис? Каждый должен решить для себя. Но при принятии решения следует учитывать то, что предложение офисов на рынке продолжает уменьшаться. И в особенно стесненном положении находятся те компании, которые ориентируются на офисы класса «В+», площадью более 500 кв. м.

Наши новости
Июльский топ офисов
На любой карман и вкус
29.07.2021 , Коммерческая недвижимость
Как отличается ситуация на рынках коммерческой нед...
Cпойлер: Недвижимость в Москве подошла к восстановлению
28.07.2021 , Коммерческая недвижимость
Итоги весны на рынке офисной недвижимости
Как изменилась вакантность и какова структура спроса и предложения сегодня.
07.06.2021 , Коммерческая недвижимость
Особенности выбора коммерческих помещений для поку...
Как в реальности чувствует себя рынок купли-продажи коммерческой недвижимости
03.06.2021 , Коммерческая недвижимость
Топ-5 офисов на любой вкус
Объекты, где каждый сможет найти свой «идеальный» офис.
18.05.2021 , Коммерческая недвижимость
Аналитика административной недвижимости Минска
Как меняется уровень арендных ставок в бизнес-центрах? Изменение вакантности, ст...
12.05.2021 , Коммерческая недвижимость
Офисы Минска: ставки снижаются, а свободное количе...
Итоги первого квартала 2021 года на рынке офисной аренды. Что делать собственник...
03.05.2021 , Коммерческая недвижимость
Топ-5 офисов полностью готовых к работе
Офисы, которые можно арендовать сразу с мебелью по весьма привлекательной ставке...
30.04.2021 , Коммерческая недвижимость
Топ-5 офисов, встроенных в жилые дома
Есть много компаний, которых интересует офисы, расположенные не только в бизнес-...
19.04.2021 , Коммерческая недвижимость
Обзор рынка офисной недвижимости Минска
Как меняется уровень арендных ставок в БЦ
19.04.2021 , Коммерческая недвижимость
Все новости
Горячая линия клиентской поддержки
Свяжитесь с руководителем подразделения для решения оперативных вопросов
Мы рядом - для поддержания качества нашей работы!
Светлана Ивановна Куделко
Руководитель управления продаж вторичного рынка жилья
Руслан Николаевич Орлов
Руководитель "Твоя столица. Недвижимость для бизнеса"
Маргарита Александровна Почицкая
Начальник отдела аренды жилья
Наталья Владимировна Жалова
Руководитель "Твоя столица. Новостройцентр"
Служба клиентинга
Сюда Вы можете обратиться с системными пожеланиями к нашей работе или жалобой
Майя Александровна Кузнецова
Помощник руководителя компании по клиентингу
Служба клиентинга
Сюда Вы можете обратиться с системными пожеланиями к нашей работе или жалобой
Майя Александровна Кузнецова
Помощник руководителя компании по клиентингу