Идеальный офис для IT – мифы и реальность
«Идеальный офис – это тот, под которым стоит Ferrari, и ты вышел, сел, поехал вдоль побережья и словил новую идею» - таким, в общих чертах, охарактеризовал идеальный офис представитель одной из минских IT-компаний. Поскольку побережье Минского моря доступно уже сейчас, а белорусский электромобиль на подходе, то в этом материале мы постараемся разобраться с конкретными требованиями IT компаний именно к офису. Итак, начнем…
В последнее время, мы все больше слышим о буме IT сферы в Беларуси. Заголовки только и пестрят о том, что в скором будущем мы будем среди лидеров по объему IT аутсорсинга и темпов роста IT отрасли. Подобные перспективы только радуют. Но насколько столичный рынок офисов готов к размещению IT компаний и соответствует ли имеющееся предложение их специфичным требованиям – с этим вопросом мы обратились к агенту по операциям с коммерческой недвижимостью «ТВОЯ СТОЛИЦА ∙ НЕДВИЖИМОСТЬ ДЛЯ БИЗНЕСА» Алексею Лагвиновичу.
- Действительно, спрос на офисы со стороны IT-компаний стабильный, но назвать его высоким было бы не правильно. Многие, говоря о высоком спросе на офисы со стороны представителей IT-индустрии, имеют ввиду пример компании EPAM, которая за неполные 2 года арендовала 3 бизнес-центра: в 2016 «Красавiк» (офисная площадь более 13 тыс. кв. м.) и «Орлан» (10 тыс. кв. м.), в текущем году – «Fortune» (8 тыс. кв. м.). Еще из последних примеров крупных сделок по аренде офисов IT-компаниями, можно назвать следующие:
- EffectiveSoft 2 тыс. кв. м. (4 этажа) в БЦ «Terrum»;
- ISsoft 2 тыс. кв. м. (2 этажа) в БЦ «Rum Global»;
- Huawei Technologies Ltd. 3,5 тыс. кв. м. (2 этажа) в БЦ «Rubin Plaza».
Но не все компании этой сферы деятельности столь динамичны в развитии. Но однозначно можно утверждать одно - среди них много тех, кто ориентируется на площади среднего и крупного сегмента – от 500 кв. м. и более.
Необходимость больших площадей для «айтишников» не всегда обусловлена многочисленным штатом сотрудников.
- В первую очередь подобные объемы площадей нужны для обеспечения единого изолированного рабочего пространства, в котором будут размещаться не только рабочие места, но и не менее важные по влиянию на эффективность рабочего процесса, места общего пользования. Своего рода отдельной самостоятельной независимой структуры, функционирующей по комфортным для себя правилам.
Именно поэтому значительная часть IT-компаний выбирают офисы классов «В+» и «А». Не то чтобы «айтишники» ищут офисы по классификации – просто предъявляемым ими требованиям соответствуют офисы именно этих классов качества. В частности, наличие единого собственника у бизнес-центра с лучшей стороны сказывается на широте комплекса оказываемых арендатору услуг и их качестве. А богатое функциональное оснащение подобных бизнес-центров позволяет создать комфортную рабочую среду и полностью отдаться рабочему процессу.
Справочно: средние ставки по договорам аренды офисов на конец сентября 2017 года:
- класс «А» = 30 EUR/кв. м. с НДС;
- класс «В+» = 14 EUR/кв. м. с НДС;
- класс «В» = 10 EUR/кв. м. с НДС;
- класс «С» = 7 EUR/кв. м. с НДС.
Зачастую можно столкнуться со сложившимся в обществе мнением, что у IT-компаний какие-то очень специфические требования к офисам.
Но это не совсем так. Взять, например, так любимый «айтишниками» формат офисных площадей open-space – что в нем необычного? Его удобство уже давно оценили в Европе и Америке и там он востребован не только IT-компаниями. И у нас он тоже уже вполне прижился – ведь благодаря ему можно адаптировать свободные площади офиса максимально под нужды рабочего процесса. А если есть необходимость в кабинетах, то их можно обустроить путем установки перегородок.
Или взять требования по наличию серверных – по опыту работы с не-IT-компаниями, которые используют в своей работе ip-телефонию, автоматизацию рабочих мест и т.п., скажу что и они стараются обустраивать отдельные места для размещения серверного оборудования, а не просто ставить его в углы мест общего пользования.
Я бы сказал иначе – IT-компании более требовательны к организации комфортных для интеллектуального труда условиям, и при этом, свободны от «офисных» стереотипов, тянущихся из прошлого. В абсолютном большинстве, «айтишники» - люди творческие. А чтобы стимулировать и поддерживать выработку креативных идей, необходимо нечто больше, чем просто престижный или деловой офис. Нужно чтобы всЁ в этом офисе «работало на тебя», а соответственно ты – на компанию. И от подобного круговорота все только выиграют.
Так о каком же идеальном рабочем пространстве мечтают белорусские «айтишники» и насколько им отвечает имеющееся рыночное предложение? Специалисты «ТВОЯ СТОЛИЦА · НЕДВИЖИМОСТЬ ДЛЯ БИЗНЕСА», изучив спрос IT компании к арендуемым офисным помещениям в Беларуси, сформулировали 3 основные требования, а именно:
1. Комфортная атмосфера и инсоляция – под этим понимается идеально работающие системы вентиляции и кондиционирования, а также большая площадь остекления – желательно панорамные окна. Не лишними будут балконы-лоджии, где можно с утра или поздним вечером выйти на свежий воздух и выпить чашечку горячего ароматного напитка.
К сожалению, не все столичные бизнес-центры отвечают этим требованиям. А в значительной части бизнес-центров, не так все хорошо, как заявляется, даже с банальной системой вентиляции – она вроде бы есть, и работает, и даже современная и качественная, но в середине рабочего дня явно начинает ощущаться нехватка кислорода.
2. Надежная система электроснабжения и высокая скорость интернета.
Большинство бизнес-центров имеет резервный источник энергопитания, но для IT-компаний важно иметь не просто еще один источник энергопитания, а чтобы он был независимый – например, дизельный генератор. Не каждый бизнес-центр идет на его покупку и последующее ежегодное обслуживание. В результате, бизнес-центров их имеющих можно на пальцах пересчитать, но именно его наличие дает особое преимущество в борьбе за IT-арендатора. Кроме того, еще должен быть источник бесперебойного питания на период переключения энергоисточников.
Все IT компании очень требовательны к разнообразию интернет-провайдеров, качеству соединения и максимальной скорости доступа в Сеть, ведь от этого напрямую зависит возможность реализовать их проекты в срок и, соответственно, их прибыль.
3. Наличие в составе офиса «комфорт-зоны».
Так как представители IT сферы люди прогрессивные, следящие за своим здоровьем и отдающие себя работе «на все 100», то зачастую в офисе им приходиться не только работать, но и отдыхать, а иногда, даже и ночевать. Поэтому руководители этих компаний стараются создать все условия, чтобы удержать ценных сотрудников и стимулировать их креативность. В результате, появилось понятие «комфорт-зоны», в состав которой можно отнести:
a. просторную кухню, где в непринужденной обстановке, сидя с коллегами за удобными столиками можно было обсудить новые креативные идеи, которые за рабочим местом звучали бы сильно вызывающими или наоборот, сидя в одиночестве просто позволить себе отвлечься от рабочих вопрос и помечтать о предстоящем отпуске;
b. душевые комнаты – их востребованность, в частности обусловлена широким использованием работниками IT-сферы, в период с поздней весны до поздней осени, в качестве ежедневного транспортного средства, велосипеда. Кроме того, практически круглосуточный режим работы некоторых IT-компаний (ориентированных на зарубежных клиентов, у которых смещен часовой пояс относительно белорусского) не дает простаивать душевым и холодное время года – сотрудники не отказываются освежиться до или после напряженного трудового дня;
c. комнаты для релаксации и game-room’ы – в первых умиротворяющая атмосфера соседствует с расслабляющими креслами, что позволяет полностью расслабиться. А вторые предназначены для «игровой» перезагрузки и отвлечения от работы – для этого они оснащаются широкими плазменными панелями и игровыми приставками.
Также в подобных комнатах может присутствовать и музыкальная составляющая (гитара или барабанная установка), и спортивная (столы для настольного тенниса или бильярда, гири и велотренажеры), и даже СПА (массажные кресла и капсулы для сна - это вершина отдыха для человека умственного труда для перезагрузки).
Кроме того, как и любые офисные работники, которые проводят на работе бОльшую часть своей жизни, «айтишники» хотят видеть в окружении своего офиса такие блага цивилизации, как тренажерные залы, разнообразные объекты общественного питания, побольше зеленых зон и т.п. А еще, чтобы не надо было ездить вокруг бизнес-центра на машине в поисках места для парковки или пристегивать велосипед к перилам лестницы – должны быть вместительные авто- и велопарковки.
- Многие офисные собственники - не только крупных бизнес-центров, но и отдельных офисов - мечтают об IT-арендаторах. Но надо понимать, что «айтишникам» необходимо нечто большее, чем просто офис. Им необходимо свое собственное комфортное, функциональное и независимое пространство, в котором можно было полностью сконцентрироваться на работе и воплощать в реальность креативные и футуристические идеи, которые зачастую выступают двигателем прогресса и приближают нас к заветной цели – становлению Беларуси, как IT-страны.
Интересно, есть ли на рынке офисной недвижимости Минска примеры офисов с максимальным соблюдением требований IT-компаний?
Эксперты «ТВОЯ СТОЛИЦА · НЕДВИЖИМОСТЬ ДЛЯ БИЗНЕСА» утверждают, что да!
Вашему вниманию несколько из них:
- Уютный эргономичный офис рядом с метро "Пушкинская"…
- Офисы в БЦ "Sky Towers" на 3, 6 и 13 этажах…
- Офисное пространство open-space в современном БЦ "РАМ Глобал"…
- Офисы в новом БЦ "SMILE PLAZA"
- Престижный клиентский офис в БЦ "Riviera Plaza"
- Офис формата open-space в БЦ "КАСКАД"