Идеальный офис для IT – мифы и реальность

Коммерческая недвижимость , 13.10.2017

«Идеальный офис – это тот, под которым стоит Ferrari, и ты вышел, сел, поехал вдоль побережья и словил новую идею» - таким, в общих чертах, охарактеризовал идеальный офис представитель одной из минских IT-компаний. Поскольку побережье Минского моря доступно уже сейчас, а белорусский электромобиль на подходе, то в этом материале мы постараемся разобраться с конкретными требованиями IT компаний именно к офису. Итак, начнем…

В последнее время, мы все больше слышим о буме IT сферы в Беларуси. Заголовки только и пестрят о том, что в скором будущем мы будем среди лидеров по объему IT аутсорсинга и темпов роста IT отрасли. Подобные перспективы только радуют. Но насколько столичный рынок офисов готов к размещению IT компаний и соответствует ли имеющееся предложение их специфичным требованиям – с этим вопросом мы обратились к агенту по операциям с коммерческой недвижимостью «ТВОЯ СТОЛИЦА ∙ НЕДВИЖИМОСТЬ ДЛЯ БИЗНЕСА» Алексею Лагвиновичу.

- Действительно, спрос на офисы со стороны IT-компаний стабильный, но назвать его высоким было бы не правильно. Многие, говоря о высоком спросе на офисы со стороны представителей IT-индустрии, имеют ввиду пример компании EPAM, которая за неполные 2 года арендовала 3 бизнес-центра: в 2016 «Красавiк» (офисная площадь более 13 тыс. кв. м.) и «Орлан» (10 тыс. кв. м.), в текущем году – «Fortune» (8 тыс. кв. м.). Еще из последних примеров крупных сделок по аренде офисов IT-компаниями, можно назвать следующие:

  • EffectiveSoft 2 тыс. кв. м. (4 этажа) в БЦ «Terrum»;
  • ISsoft 2 тыс. кв. м. (2 этажа) в БЦ «Rum Global»;
  • Huawei Technologies Ltd. 3,5 тыс. кв. м. (2 этажа) в БЦ «Rubin Plaza».

Но не все компании этой сферы деятельности столь динамичны в развитии. Но однозначно можно утверждать одно - среди них много тех, кто ориентируется на площади среднего и крупного сегмента – от 500 кв. м. и более.

Необходимость больших площадей для «айтишников» не всегда обусловлена многочисленным штатом сотрудников.

- В первую очередь подобные объемы площадей нужны для обеспечения единого изолированного рабочего пространства, в котором будут размещаться не только рабочие места, но и не менее важные по влиянию на эффективность рабочего процесса, места общего пользования. Своего рода отдельной самостоятельной независимой структуры, функционирующей по комфортным для себя правилам.

Именно поэтому значительная часть IT-компаний выбирают офисы классов «В+» и «А». Не то чтобы «айтишники» ищут офисы по классификации – просто предъявляемым ими требованиям соответствуют офисы именно этих классов качества. В частности, наличие единого собственника у бизнес-центра с лучшей стороны сказывается на широте комплекса оказываемых арендатору услуг и их качестве. А богатое функциональное оснащение подобных бизнес-центров позволяет создать комфортную рабочую среду и полностью отдаться рабочему процессу.

Справочно: средние ставки по договорам аренды офисов на конец сентября 2017 года:

  • класс «А» = 30 EUR/кв. м. с НДС;
  • класс «В+» = 14 EUR/кв. м. с НДС;
  • класс «В» = 10 EUR/кв. м. с НДС;
  • класс «С» = 7 EUR/кв. м. с НДС.

Зачастую можно столкнуться со сложившимся в обществе мнением, что у IT-компаний какие-то очень специфические требования к офисам.

Но это не совсем так. Взять, например, так любимый «айтишниками» формат офисных площадей open-space – что в нем необычного? Его удобство уже давно оценили в Европе и Америке и там он востребован не только IT-компаниями. И у нас он тоже уже вполне прижился – ведь благодаря ему можно адаптировать свободные площади офиса максимально под нужды рабочего процесса. А если есть необходимость в кабинетах, то их можно обустроить путем установки перегородок.

Или взять требования по наличию серверных – по опыту работы с не-IT-компаниями, которые используют в своей работе ip-телефонию, автоматизацию рабочих мест и т.п., скажу что и они стараются обустраивать отдельные места для размещения серверного оборудования, а не просто ставить его в углы мест общего пользования.

Я бы сказал иначе – IT-компании более требовательны к организации комфортных для интеллектуального труда условиям, и при этом, свободны от «офисных» стереотипов, тянущихся из прошлого. В абсолютном большинстве, «айтишники» - люди творческие. А чтобы стимулировать и поддерживать выработку креативных идей, необходимо нечто больше, чем просто престижный или деловой офис. Нужно чтобы всЁ в этом офисе «работало на тебя», а соответственно ты – на компанию. И от подобного круговорота все только выиграют.

Так о каком же идеальном рабочем пространстве мечтают белорусские «айтишники» и насколько им отвечает имеющееся рыночное предложение? Специалисты «ТВОЯ СТОЛИЦА · НЕДВИЖИМОСТЬ ДЛЯ БИЗНЕСА», изучив спрос IT компании к арендуемым офисным помещениям в Беларуси, сформулировали 3 основные требования, а именно:

1. Комфортная атмосфера и инсоляция – под этим понимается идеально работающие системы вентиляции и кондиционирования, а также большая площадь остекления – желательно панорамные окна. Не лишними будут балконы-лоджии, где можно с утра или поздним вечером выйти на свежий воздух и выпить чашечку горячего ароматного напитка.

К сожалению, не все столичные бизнес-центры отвечают этим требованиям. А в значительной части бизнес-центров, не так все хорошо, как заявляется, даже с банальной системой вентиляции – она вроде бы есть, и работает, и даже современная и качественная, но в середине рабочего дня явно начинает ощущаться нехватка кислорода.

2. Надежная система электроснабжения и высокая скорость интернета.

Большинство бизнес-центров имеет резервный источник энергопитания, но для IT-компаний важно иметь не просто еще один источник энергопитания, а чтобы он был независимый – например, дизельный генератор. Не каждый бизнес-центр идет на его покупку и последующее ежегодное обслуживание. В результате, бизнес-центров их имеющих можно на пальцах пересчитать, но именно его наличие дает особое преимущество в борьбе за IT-арендатора. Кроме того, еще должен быть источник бесперебойного питания на период переключения энергоисточников.

Все IT компании очень требовательны к разнообразию интернет-провайдеров, качеству соединения и максимальной скорости доступа в Сеть, ведь от этого напрямую зависит возможность реализовать их проекты в срок и, соответственно, их прибыль.

3. Наличие в составе офиса «комфорт-зоны».

Так как представители IT сферы люди прогрессивные, следящие за своим здоровьем и отдающие себя работе «на все 100», то зачастую в офисе им приходиться не только работать, но и отдыхать, а иногда, даже и ночевать. Поэтому руководители этих компаний стараются создать все условия, чтобы удержать ценных сотрудников и стимулировать их креативность. В результате, появилось понятие «комфорт-зоны», в состав которой можно отнести:

a. просторную кухню, где в непринужденной обстановке, сидя с коллегами за удобными столиками можно было обсудить новые креативные идеи, которые за рабочим местом звучали бы сильно вызывающими или наоборот, сидя в одиночестве просто позволить себе отвлечься от рабочих вопрос и помечтать о предстоящем отпуске;

b. душевые комнаты – их востребованность, в частности обусловлена широким использованием работниками IT-сферы, в период с поздней весны до поздней осени, в качестве ежедневного транспортного средства, велосипеда. Кроме того, практически круглосуточный режим работы некоторых IT-компаний (ориентированных на зарубежных клиентов, у которых смещен часовой пояс относительно белорусского) не дает простаивать душевым и холодное время года – сотрудники не отказываются освежиться до или после напряженного трудового дня;

c. комнаты для релаксации и game-room’ы – в первых умиротворяющая атмосфера соседствует с расслабляющими креслами, что позволяет полностью расслабиться. А вторые предназначены для «игровой» перезагрузки и отвлечения от работы – для этого они оснащаются широкими плазменными панелями и игровыми приставками.

Также в подобных комнатах может присутствовать и музыкальная составляющая (гитара или барабанная установка), и спортивная (столы для настольного тенниса или бильярда, гири и велотренажеры), и даже СПА (массажные кресла и капсулы для сна - это вершина отдыха для человека умственного труда для перезагрузки).

Кроме того, как и любые офисные работники, которые проводят на работе бОльшую часть своей жизни, «айтишники» хотят видеть в окружении своего офиса такие блага цивилизации, как тренажерные залы, разнообразные объекты общественного питания, побольше зеленых зон и т.п. А еще, чтобы не надо было ездить вокруг бизнес-центра на машине в поисках места для парковки или пристегивать велосипед к перилам лестницы – должны быть вместительные авто- и велопарковки.

- Многие офисные собственники - не только крупных бизнес-центров, но и отдельных офисов - мечтают об IT-арендаторах. Но надо понимать, что «айтишникам» необходимо нечто большее, чем просто офис. Им необходимо свое собственное комфортное, функциональное и независимое пространство, в котором можно было полностью сконцентрироваться на работе и воплощать в реальность креативные и футуристические идеи, которые зачастую выступают двигателем прогресса и приближают нас к заветной цели – становлению Беларуси, как IT-страны.

Интересно, есть ли на рынке офисной недвижимости Минска примеры офисов с максимальным соблюдением требований IT-компаний?

Эксперты «ТВОЯ СТОЛИЦА · НЕДВИЖИМОСТЬ ДЛЯ БИЗНЕСА» утверждают, что да!

Вашему вниманию несколько из них:

  • Уютный эргономичный офис рядом с метро "Пушкинская"…
  • Офисы в БЦ "Sky Towers" на 3, 6 и 13 этажах…
  • Офисное пространство open-space в современном БЦ "РАМ Глобал"…
  • Офисы в новом БЦ "SMILE PLAZA"
  • Престижный клиентский офис в БЦ "Riviera Plaza"
  • Офис формата open-space в БЦ "КАСКАД"
Наши новости
Итоги весны на рынке офисной недвижимости
Как изменилась вакантность и какова структура спроса и предложения сегодня.
07.06.2021 , Коммерческая недвижимость
Особенности выбора коммерческих помещений для поку...
Как в реальности чувствует себя рынок купли-продажи коммерческой недвижимости
03.06.2021 , Коммерческая недвижимость
Топ-5 офисов на любой вкус
Объекты, где каждый сможет найти свой «идеальный» офис.
18.05.2021 , Коммерческая недвижимость
Аналитика административной недвижимости Минска
Как меняется уровень арендных ставок в бизнес-центрах? Изменение вакантности, ст...
12.05.2021 , Коммерческая недвижимость
Офисы Минска: ставки снижаются, а свободное количе...
Итоги первого квартала 2021 года на рынке офисной аренды. Что делать собственник...
03.05.2021 , Коммерческая недвижимость
Топ-5 офисов полностью готовых к работе
Офисы, которые можно арендовать сразу с мебелью по весьма привлекательной ставке...
30.04.2021 , Коммерческая недвижимость
Топ-5 офисов, встроенных в жилые дома
Есть много компаний, которых интересует офисы, расположенные не только в бизнес-...
19.04.2021 , Коммерческая недвижимость
Обзор рынка офисной недвижимости Минска
Как меняется уровень арендных ставок в БЦ
19.04.2021 , Коммерческая недвижимость
Топ-3 предложения офисов в бизнес-центрах Минска
Рынок сейчас находится в руках арендатора
19.03.2021 , Коммерческая недвижимость
Аренда офиса в «топовом» бизнес-центре Минска
БЦ «Аякс» ввели в эксплуатацию в летом 2020 года
10.03.2021 , Коммерческая недвижимость
Все новости
Горячая линия клиентской поддержки
Свяжитесь с руководителем подразделения для решения оперативных вопросов
Мы рядом - для поддержания качества нашей работы!
Светлана Ивановна Куделко
Руководитель управления продаж вторичного рынка жилья
Руслан Николаевич Орлов
Руководитель "Твоя столица. Недвижимость для бизнеса"
Маргарита Александровна Почицкая
Начальник отдела аренды жилья
Наталья Владимировна Жалова
Руководитель "Твоя столица. Новостройцентр"
Служба клиентинга
Сюда Вы можете обратиться с системными пожеланиями к нашей работе или жалобой
Майя Александровна Кузнецова
Помощник руководителя компании по клиентингу
Служба клиентинга
Сюда Вы можете обратиться с системными пожеланиями к нашей работе или жалобой
Майя Александровна Кузнецова
Помощник руководителя компании по клиентингу