Первый инфоцентр
В Минске открыт "Информационный центр коммерческой недвижимости". Это первая структура подобного рода, услугами которой может воспользоваться каждый, кто занят поиском подходящего помещения для осуществления своей деятельности, реализацией собственного недвижимого имущества или изучением вариантов наиболее выгодного вложения средств в строительство нежилых объектов.
Автор: Елизавета Булатецкая
Рассказывает один из главных организаторов центра — генеральный директор агентства недвижимости "Твоя столица" Владимир ДАВИДОВИЧ.
— Идея создать "Информационный центр коммерческой недвижимости" возникла не сразу и не случайно.
Пару лет назад мы создали в агентстве отдел по оказанию риэлтерских услуг при заключении сделок с нежилой недвижимостью (офисными, торговыми, складскими и производственными помещениями). И почти сразу столкнулись с проблемой: невозможно получить исчерпывающую информацию как о предложении, так и о спросе в данном секторе рынка. Реклама в СМИ, конечно, приносила определенный результат, но не такой, как хотелось бы. Предложение частной недвижимости было весьма ограничено как по причине своей малочисленности (не более 5% от всего объема рынка), так и из-за нежелания собственников (арендодателей и продавцов) прибегать к услугам риэлтерских фирм. Поэтому поиски подходящего варианта для удовлетворения требований клиента занимали много времени и не всегда завершались успешно.
В ходе работы пришлось столкнуться и с таким негативным явлением, как торговля непроверенной и зачастую недостоверной информацией о продаваемых (сдаваемых в аренду) объектах. Это явление вполне объяснимо. Достоверная, оперативная информация об объектах коммерческой недвижимости носила единичный характер. А любой дефицит, как известно, провоцирует появление мошенников — в данном случае нечистых на руку посредников, торгующих информацией о несуществующих объектах как о существующих. Для нас приобретение такой информации ничего хорошего не сулило. Для наших потенциальных клиентов — тоже.
В итоге мы решили нарабатывать свою базу данных — сначала о продаваемых и сдаваемых в аренду объектах, а затем и о строящихся. По мере приобретения опыта работы с нежилой недвижимостью и расширения информационного пространства появилось и осознание того, что голой информации недостаточно, что мало свести покупателя и продавца (арендатора и арендодателя) и довести сделку до конца. Не менее важно, чтобы клиент остался доволен своим приобретением. А добиться этого возможно лишь на основании результатов мониторинга того сектора рынка, который интересует конкретного покупателя или арендатора.
Между тем ситуация стала меняться. В последние год-два начали приобретать характер тенденции рост цен и спроса на коммерческую недвижимость и как следствие — активизация инвестиций в ее реконструкцию и строительство.
Одновременно изменился и контингент потребителей наших услуг. С одной стороны, стал формироваться новый класс частных собственников коммерческой недвижимости, заинтересованных в максимально эффективном ее использовании. А с другой — появились потенциальные инвесторы, занимающиеся поисками вариантов выгодного вложения средств, то есть готовые строить нежилые объекты с целью их продажи и сдачи в аренду. Причем если еще два-три года назад такие люди довольствовались лишь поверхностными данными о ситуации, то сегодня им нужен серьезный мониторинг рынка коммерческой недвижимости и экономическое обоснование проектов. Такую услугу можно оказать, опять же, только имея информацию — в том числе о спросе и предложении, о тенденциях на рынке коммерческой недвижимости, о перспективных планах застройки Минска.
Не менее важно предоставить клиенту и сведения о правовых особенностях и последовательности реализации проектов по созданию той или иной коммерческой недвижимости. Практика показывает, что чем раньше заказчик решает прибегнуть к рекомендациям специалистов, тем больше у него шансов не остаться в убытке. Причем самый идеальный вариант — когда за такой услугой обращаются на стадии разработки бизнес-плана. Ведь нет необходимости объяснять, насколько важна вовремя оказанная помощь профессионала, который знает конъюнктуру рынка продаж и аренды коммерческой недвижимости, имеет опыт реализации подобных проектов, отслеживает структуру спроса, содержит инфраструктуру, способную реализовать информационную часть проекта, то есть донести до максимального круга потенциальных покупателей (арендаторов) сведения о достоинствах любого предложения и упорядочить ответную волну спроса.
Риэлтерские услуги с элементами мониторинга и консалтинга сегодня требуются уже и тем, кто создал недвижимость и намерен ее реализовать. Причем чем активнее наполнение рынка частными объектами, тем больше спрос на риэлтерские услуги со стороны собственников.
Простой пример. Фирма построила офисное здание из расчета, что потом его продаст большими площадями. Но к моменту завершения работ структура спроса изменилась. К тому же заказчик не учел своевременно тот факт, что под административные цели город предоставил участки еще нескольким заказчикам, причем в чуть более выгодных местах. После тщательного изучения ситуации наши специалисты пришли к выводу, что большие площади, предлагаемые на продажу, в этом районе мало кого интересуют. И самое разумное для продавца — отказаться от первоначальной идеи, несколько изменить планировку здания и нарезать площади на более мелкие офисы.
Все сказанное выше — ответ на вопрос, почему мы решили создать "Информационный центр коммерческой недвижимости" и почему к реализации этого проекта мы приступили именно сейчас, а не год и не два назад.
В заключение попытаюсь обозначить основные характерные особенности и преимущества нового проекта. Для продавцов и арендодателей наш центр — это консалтинг, индивидуальная программа по реализации любого строящегося либо готового объекта. Для покупателей и арендаторов — достоверная и оперативная информация из ежедневно обновляемой базы данных. Немаловажно, что клиент оплачивает услуги центра только после успешной реализации своих планов.