Спрос несопоставим с предложением
В последний месяц в Минске отмечается почти двукратное увеличение спроса на аренду офисов площадью 100 и более квадратных метров и полуторакратное — на производственные и складские помещения.
Автор: Елизавета Булатецкая
По данным Информационного центра коммерческой недвижимости (ИЦКН) АН “Твоя столица”, доля заявок на офисные помещения площадью 100 и более кв. м увеличилась с 5-10% в общем объеме спроса до 15-20%. Доля офисов до 30 кв. м составляет примерно 35%, от 30 до 50 кв. м — 15-20%, остальная часть спроса приходится на помещения от 50 до 100 кв. м.
При этом наблюдается некоторое увеличение (до 60%) числа потенциальных арендаторов, способных платить по 11-15 EUR за 1 кв. м. Примерно пятая часть заявок приходится на дешевые офисы (до 10 EUR/кв. м). Свыше 20 EUR/кв. м готовы платить не более 3% потенциальных арендаторов, в пределах 16-20 EUR — до 17%.
Что касается разбивки по местоположению, то примерно половину потенциальных арендаторов интересуют объекты, расположенные в центре города и вблизи станций метро.
На производственные помещения площадью до 100 кв. м приходится около 35% заявок, от 100 до 500 кв. м — 40%. Ставки до 3 EUR устраивают примерно 40% потенциальных арендаторов. Остальные готовы платить больше, но не выше 6 EUR/кв. м — в зависимости от специфики предполагаемого производства.
Структура спроса на складские помещения выглядит следующим образом: примерно 30% заявок приходится на площади до 100 кв. м, 50% — от 100 до 500 кв. м, остальные — свыше 500 кв. м. При этом 95% желающих интересуются складскими помещениями не дороже 4 EUR/кв. м.
В то же время предложение в среднем удовлетворяет лишь пятую, а по некоторым типам объектов — и меньшую часть спроса на аренду. По мнению начальника ИЦКН Юрия Попова, этот дефицит стал бы гораздо менее острым, если бы арендодатели активнее сотрудничали со специализированными агентствами недвижимости (данное предложение в первую очередь относится к руководителям предприятий и организаций госсектора). “У нас масса неудовлетворенных заявок как по офисным, так и по производственным и складским помещениям”, — отметил Ю. Попов.
К тому же сотрудничество с агентством полностью снимает головную боль с арендодателя. Нет необходимости тратить средства на рекламу объекта и время на общение с потенциальными арендаторами (предоставление подробной информации об объекте, условиях аренды, показы объекта). “Отсеиванием” желающих снять помещение занимается агентство. Оно же берет на себя расходы по рекламе. Услуги риэлтерской фирмы оплачивает не арендодатель, а арендатор — от 20 до 50% от месячной ставки аренды, в зависимости от сложности подбора варианта, количества сдаваемых площадей и т. д.
Кроме того, работая с арендодателем и арендатором, агентство учитывает интересы обеих сторон и помогает найти компромиссное решение, если они о чем-то не могут договориться. Каждому клиенту разъясняются права и обязанности, дается полная консультация о правилах расчетов арендных ставок согласно действующему законодательству и т. д. Как показывает практика, нередко арендодатели при расчете арендной платы допускают ошибки. В первую очередь это касается определения “приведенного” коэффициента, учитывающего места общего пользования, за которые должен платить арендатор помимо непосредственно арендуемого им помещения.
Кроме того, по словам начальника ИЦКН, агентство дает рекомендации по ставкам арендной платы, которые были бы приемлемы для данного объекта с учетом спроса.
Также следует иметь в виду, что подавляющее большинство потенциальных арендаторов заинтересованы снимать помещения на длительный срок — более года. Но если объект не зарегистрирован, договор можно заключить менее чем на один год (такое же ограничение в сроках действует в отношении объектов, находящихся в стадии реконструкции). Поэтому при обращении в агентство у арендодателя есть возможность получить консультативную помощь в полном объеме о процедуре и требованиях регистрации недвижимого имущества.
В целом же, как заметил начальник ИЦКН, в связи с ростом числа заявок на аренду вышеназванных типов объектов у арендодателей увеличилась вероятность сдачи своих площадей через агентства недвижимости.