Гиперформаты в процессе эволюции

Коммерческая недвижимость , 23.01.2006 12:00:00

Появившиеся вслед за рынками и торгово-выставочными центрами “мелкой нарезки” гипермаркеты уступают место многофункциональным объектам.

В Беларуси в ближайшие 5-6 лет планируется построить около трех десятков гипермаркетов. Однако, учитывая специфику государственного регулирования в сфере торговли, а также менталитет населения и его платежеспособность, не факт, что все заявленные к строительству объекты будут реализованы именно как гипермаркеты.

Автор: Елизавета Булатецкая

Ориентируясь на опыт соседних государств, можно предположить, что в условиях возрастающей конкуренции заказчики вынуждены будут превносить в стандартный формат торговли свои ноу-хау.

Что это могут быть за ноу-хау и как лучше всего выстраивать концепцию крупного торгового центра (ТЦ)? Поиском ответов на эти и другие вопросы вот уже больше полутора лет занимаются специалисты Информационного центра коммерческой недвижимости (ИЦКН) АН “Твоя столица”.

По данным ИЦКН, из трех десятков заявленных к строительству гипермаркетов 11 запланировано возвести в Минске, 7 — в Могилеве, 4 — в Витебске , по 3 — в Гродно и Бресте, 2 — в Гомеле. Но вполне вероятно, что это количество будет в последующем подкорректировано в сторону увеличения либо уменьшения. Здесь многое зависит от того, в какой степени будет в Беларуси востребован такой формат торговли, и от политики властей.

На рынке еще в прошлом году, когда в Минске открылись два первых гипермаркета, возник вопрос: а не станет ли государство вводить для крупных торговых комплексов дополнительные “нагрузки”? И не будет ли принято решение уменьшить план строительства таких объектов, дабы они не навредили уже действующим торговым объектам среднего и малого форматов? Это предположение небезосновательно: после первых месяцев работы минских гипермаркетов в СМИ прошла информация, что Мингорисполком поручил соответствующим службам проанализировать целесообразность строительства в Минске большого количества подобных объектов.

Не следует сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что в Беларуси гипермаркеты не могут предложить покупателям товары по более низким ценам. Во-первых, отсутствует возможность работать с крупными оптовиками — их просто нет, да и вряд ли появятся в ближайшей перспективе. Во-вторых, в ассортименте предлагаемых товаров должно быть не менее 70% отечественной продукции, а она малорентабельна, и значит, производители не могут отдавать ее дешевле. Все это говорит в пользу того, что заказчики, заявившие о своем намерении строить такие объекты, будут стараться насыщать их какими-либо сопутствующими услугами, элементами дополнительного сервиса, которые притягивали бы покупателей и позволяли конкурировать с действующей сетью менее крупных торговых объектов и уже действующих ТЦ, считают специалисты Информационного центра коммерческой недвижимости.

Отдельным направлением, по мнению директора “Твоей столицы” Владимира Давидовича, может стать (и такие проекты уже реализуются в Минске) строительство торгово-развлекательных комплексов, которые одновременно могут работать как гипермаркеты и как объекты культурного назначения.

Например, в России в последнее время основной упор делается на масштабные многофункциональные комплексы, включающие в себя разнообразный набор товаров и услуг, предлагаемых в пределах одного здания. Концепция “Поход за покупками как способ проведения досуга” формирует особые требования, предъявляемые к организации работы комплекса.

Примерами таких объектов в Минске могут служить поэтапно расширяющий свои возможности Торгово-развлекательный центр "Экспобел" и строящийся торгово-развлекательный центр в районе улицы Уманской и проспекта Дзержинского. В этом центре предусматривается разместить развлекательный комплекс, гипермаркет и комплекс по торговле товарами непродовольственной группы.

В ИЦКН отметили, что исторически гипермаркеты выросли из супермаркетов и небольших магазинов самообслуживания, которые получили распространение после второй мировой войны, придя на смену магазинам с обслуживанием за прилавком.

Среди наиболее крупных французских фирм — владельцев гипермаркетов в Европе выделяются Сarrefour (823 магазина в сети), Leclerc (391), Auchan (321), Casino (299), Cora (78). На международном рынке наиболее заметна компания Carrefour. Именно она задавала тон в формировании имиджа гипермаркетов в последние 25 лет.

В Германии первые гипермаркеты появились в конце 60-х гг. В 1980 г. их стало уже 1.323, а в 2005 г. — 2.600.

По мере развития индустрии торговых центров гипермаркеты стали выступать в качестве якорных арендаторов. В России дифференцируют понятия “гипермаркет” и “торговый центр”. Гипермаркет занимает лишь часть ТЦ. По данным российских компаний, ежедневно один гипермаркет посещают от 10 до 12 тыс. покупателей. Средняя сумма сделанных покупок в разных городах составляет от 13 до 25 USD. По товарообороту, приходящемуся на 1 кв. м торговой площади, российские гипермаркеты не уступают западным.

Строительство гипермаркета стоимостью 30-40 млн. USD “с нуля”, с учетом уровня наценки в российской торговле, окупается за 3-4 года. Сегодня гипермаркет — один из самых прибыльных форматов розничной торговли в РФ. И это направление активно набирает обороты.

В Беларуси же с учетом ее специфики, о которой было сказано выше, гипермаркеты не могут работать по тем принципам, которые используются в Западной Европе и России.

С учетом вышесказанного можно отметить основные принципы, которыми должны руководствоваться будущие заказчики гипермаркетов. Победа в конкурентной борьбе так или иначе останется за цивилизованными форматами торговли, которые имеют тенденцию меняться каждые 10-15 лет. Чтобы объект был конкурентоспособным длительное время, он должен иметь удачное местоположение, быть многофункциональным и сочетать в себе несколько форматов торговли. При этом сам гипермаркет может служить якорным арендатором будущего торгового центра.

Но все эти вопросы нужно рассматривать в комплексе уже на стадии выделения участка под строительство и разработки эскизного проекта, а не после того как объект будет построен. В противном случае, чтобы что-то изменить, придется нести дополнительные расходы.
Наши новости
Эксперт: «Развиваться в регионы – это норма, в про...
05.06.2018 , Управление проектами
Владимир Давидович: Рынок недвижимости ждет измене...
5 февраля риэлтеры отмечают свой профессиональный праздник. По случаю этой дат...
04.02.2018 , Купля-продажа жилья
Будущее рынка недвижимости Беларуси обсудили на ко...
Ситуация на рынке жилья и перспективы ее развития обсуждались на конференции «Но...
07.12.2017 , Купля-продажа жилья
«Народная марка» назвала лучшее агентство недвижи...
1 декабря в Национальной библиотеке Республики Беларусь состоялось вручение нагр...
04.12.2017 , Купля-продажа жилья
Рынок недвижимости в третий раз наградил лучших!
Вчера, 15 июня, рынок недвижимости уже в третий раз наградил лучших! В торжестве...
16.06.2017 , Купля-продажа жилья
Владимир Давидович: В армии офицеру есть с бойцами...
О том, как служба в советской армии помогает делать бизнес, о необходимости точн...
25.05.2017 , Купля-продажа жилья
Лидер рынка — «ТВОЯ СТОЛИЦА∙АГЕНТСТВО НЕДВИЖИМОСТИ...
Быть лидером на рынке, более того — стоять у истоков его формирования и уже 21 г...
21.04.2017 , Купля-продажа жилья
Рынок коммерческой недвижимости нащупал дно. Впере...
Руководитель группы компаний «ТВОЯ СТОЛИЦА» Владимир Давидович рассказал о с...
21.03.2017 , Коммерческая недвижимость
«ТВОЯ СТОЛИЦА» - риэлтерская компания №1
9 декабря организаторы престижной международной премии «Выбор года» вручили нагр...
13.12.2016 , Купля-продажа жилья
Путеводитель по бизнес-центрам – новый подход к по...
Избыток офисных площадей, образовавшийся в Беларуси в последние годы, заставляет...
02.12.2016 , Коммерческая недвижимость
Все новости