ГЛОБОлизация розничной торговли
В начале 2007г. в Минске, на пересечении пр. Дзержинского и ул. Уманской появится крупный торгово-развлекательный центр с гипермаркетом и паркингом. Он станет первым комплексом в черте города, созданным по принципу «Шопинг как способ проведения досуга».
Автор: Ольга Микша
В настоящее время выведен каркас здания, а через год это будет трехэтажный комплекс общей площадью 50 тыс. квадратных метров. В цокольном этаже разместится развлекательный центр, на первом – гипермаркет, на втором – магазины непродовольственной группы. Как полагают специалисты Информационного центра коммерческой недвижимости АН «Твоя столица», его сферой притяжения станет вся западная часть белорусской столицы. Кроме того, туда не составит труда добраться и из противоположного конца города. Согласно плану развития Минска, в 2008 г. буквально в двух шагах от торгового центра откроется новая станция первой линии метро «Михалова».
Главное отличие нового комплекса от уже созданных и проектируемых – это его размах. В Беларуси только в прошлом году появились первые образцы крупноформатной розничной торговли, однако действительно больших торговых залов в стране до сих пор не было. А ведь известно, что главное в гипермаркете – большой оборот.
Кроме того, принципиально иным станет размещение галереи магазинов на верхнем этаже – в торговом городе «Глобо». Застройщик постарался уйти от ставшей традиционной для отечественных центров нарезки торгового зала на небольшие площадки. Здесь ставку сделали на оригинальное архитектурное решение всего этажа, учитывающее психологию покупателя. В частности, не будет «мертвых» зон, куда покупатели заглядывают очень редко, тщательно продуманы направления людских потоков, а для того, чтобы шопинг не слишком утомлял, центр «Глобо» будет выполнен в виде своеобразного бульвара со скамейками и фонарями.
Мировой опыт и практика ближайших соседей показывают, что будущее крупной розничной торговли именно в подобных центрах, объединяющих под одной крышей продовольствие, товары широкого потребления и развлечения. По мнению экспертов, постепенное отмирание многих малых и средних вещевых рынков неизбежно. В свое время они возникли на волне экономической депрессии, но за последние годы ситуация в корне изменилась, и теперь критериями выбора покупателями места для шопинга все чаще становятся комфорт, престижность представленных брендов и другие «нематериальные ценности».
Кроме того, в Беларуси частных предпринимателей подталкивают к укрупнению различными законодательными актами, а владельцы вещевых рынков, в свою очередь, строят комплексы, где покупать удобнее, чем под навесом. К сожалению, принцип размещения магазинов в галереях остается практически тем же, каким он был на улице – в одном ряду можно встретить самые разнообразные товары, что делает шопинг в таком центре весьма утомительным. Между тем известно, что крупные магазины в целом повышают привлекательность торгового центра в глазах покупателей, которым легче и удобнее выбрать товар в одном большом, определенным образом специализированном отделе, чем искать его в десятках небольших «лоскутков».
Более того, эксперты ИЦКН полагают, что торгово-развлекательные комплексы в ближайшей перспективе станут более актуальными, чем даже отдельно стоящие гипермаркеты. Конечно, гипермаркет может успешно существовать сам по себе, однако наибольшей популярностью в мире пользуется смешанный формат гипермаркета с галереей магазинов непродовольственных товаров, где по мере развития индустрии торговых центров гипермаркеты начинают выступать в качестве якорных арендаторов.
Развитие отечественного розничного рынка – процесс необратимый, и кардинальных перемен на нем не избежать. Поэтому от того, насколько гибко предприниматель ориентируется в грядущих изменениях, во что инвестирует свои средства, зависит будущее его бизнеса.
С этой точки зрения приобретение торговых помещений в собственность в новом центре на пр. Дзержинского выглядит весьма выгодным и своевременным предложением – до настоящего времени в Минске практически всегда выставлялось на продажу лишь право аренды торговой недвижимости. Здесь можно приобрести помещения под магазин площадью от 25 до 100 и более кв. м. Дополнительным преимуществом участия в реализации этого проекта является кредитная поддержка инвесторов, которую осуществляет Минский транзитный банк.
Опыт Москвы, Вильнюса и Киева показывает, что белорусской столице не удастся избежать создания центров, где люди смогут купить все необходимое для дома и при этом получить только положительные эмоции. Для почти двухмиллионного Минска нужны как минимум четыре таких центра, и комплекс на пр. Дзержинского станет одним из первых.