Позвонить:
Online-консультации: Перезвоним за 15 секунд:
Ожидайте звонка. Уже звоним...
Сеть офисов:

Куда пойдет покупатель в 2010 г.

Коммерческая недвижимость , 27.02.2006 12:00:00

Беларусь постепенно осваивает новую для себя крупноформатную торговлю, предпочитая, впрочем, и здесь идти своим путем. Сейчас эта ниша на рынке практически пуста, но чрезвычайно перспективна. Поэтому грамотный подход к строительству гипермаркетов и торгово-развлекательных центров позволил бы застройщикам обеспечить себе устойчивый доход и развитие бизнеса.

Автор: Ольга Микша

Беларусь постепенно осваивает новую для себя крупноформатную торговлю, предпочитая, впрочем, и здесь идти своим путем. Сейчас эта ниша на рынке практически пуста, но чрезвычайно перспективна. Поэтому грамотный подход к строительству гипермаркетов и торгово-развлекательных центров позволил бы застройщикам обеспечить себе устойчивый доход и развитие бизнеса.

На Западе переход от маленьких магазинов к крупной рознице происходил эволюционным путем снижения издержек. Сначала отказались от продавцов - появились магазины самообслуживания; затем настала пора увеличить товарооборот - маленькие магазины стали большими. В свою очередь это потребовало увеличения ассортимента, что означало выход на совершенно новый уровень организации торговли. Потребители получили возможность купить под одной крышей все необходимые продукты на неделю: такая форма шопинга удобна, а значит, востребована. Когда в одном городе не один-два гипермаркета, как сейчас в Минске, а много, они начинают конкурировать между собой, играя не на цене и качестве товара (эти позиции у всех уже выровнялись), а используя различные маркетинговые ходы: распродажи, дисконты, подарки и т.п. Когда же и эти инструменты освоены игроками рынка, приходит черед дальнейшего укрупнения. На рынке появляются торгово-развлекательные центры, где можно провести целый день, одновременно решив проблемы покупок и досуга.

Эволюционный путь развития розницы хорош тем, что у владельцев магазинов и застройщиков есть время для решения многих вопросов, связанных с переходом на более крупный формат - например, поиска новых поставщиков и создания собственной товаропроводящей сети у первых, проработки проекта комплекса под якорных арендаторов и собственников у вторых.

ПЕРЕСКОЧИЛИ

В Минске развитие крупноформатной торговли было вызвано волевым решением властей, в результате чего была пропущена важная фаза - широкое распространение супермаркетов. Причем для потребителя это меньшая потеря, чем для торговли и застройщиков торговых центров, поскольку технология их создания осталась неотработанной. Это подтверждает практика выделения и освоения участков под гипермаркеты. Некоторые из них не были востребованы даже во время торгов в 2003г., освоение значительной части до сих пор не закончено.

Во многом это связано с тем, что поиск владельцев и арендаторов площадей в будущих гипермаркетах и торгово-развлекательных центрах разворачивается уже после начала строительства. А объект, который возводится без учета потребностей будущих владельцев, намного труднее продать.

Но до осознания этого факта еще далеко. Рынок торговли прод- и промтоварами имеет огромную емкость, при этом в Минске ощущается значительный дефицит торговых площадей в аренду и еще больший - в собственность. Кроме того, есть заметные перекосы в расположении крупных объектов: в основном они находятся в центре, на окраинах - лишь два крупнейших рынка, а в спальных районах, где проживает большинство населения столицы, шопингом заниматься негде.

В результате застройщики торговых центров уверены, что проблем с реализацией объектов не будет. Поэтому продолжается строительство зданий с минимальным набором услуг, множеством маленьких магазинчиков с высокой арендной платой - формат, устаревший везде, но еще проходной в Беларуси.

Негативное влияние на процесс придания розничной торговле цивилизованной формы оказывает отсутствие в Минске иностранных предприятий, которые обычно привносят на рынок современные технологии и стандарты, заставляя шевелиться «местных».

ДЕФИЦИТ РАЗВЛЕЧЕНИЙ

По оценкам экспертов, белорусская столица испытывает дефицит объектов для шопинга и досуга. Так, Минску нужны еще 7-8 гипермаркетов, не менее 4 крупных торгово-развлекательных центров и аквапарк; не помешают еще 10 боулингов и 20 бильярдных клубов; ощущается настоятельная потребность в объекте общепита на каждые 2 тыс. населения, а не на 3 тыс., как сейчас.

Эксперты полагают, что товары и услуги в этих объектах будут востребованы в долгосрочной перспективе, и это подтверждает статистика.

По данным Минэкономики, в прошлом году белорусы стали тратить на еду 45% от общего дохода, и это хорошая тенденция для страны, которая долгое время работала «на унитаз». Это означает, что семья сможет больше средств потратить на непродовольственные товары и развлечения. Конечно, важнейшим стимулом активного развития розничных сетей является рост платежеспособности населения и перераспределение статей расходов семейного бюджета. Считается, что в идеале на продукты народ должен тратить не более 20-25% дохода.

НЕ ОСТАВЛЯТЬ НА ЗАВТРА

Поскольку минская розница перескакивает в своем развитии от мелкого к крупному, владельцам участков, выделенных под строительство гипермаркета или торгового комплекса, необходимо уже сейчас просчитывать далекую перспективу и проектировать объект, который будет успешно функционировать не только завтра, но и через 5-10 лет.

С ростом платежеспособности у потребителей будут расти и требования к шопингу: народ с большим удовольствием станет тратить деньги в более просторных и удобных магазинах. Со стороны продавцов сформируется спрос на магазины больших площадей, и владелец комплекса должен быть готов к этому.

Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и психологический аспект потребителя: покупать в том или ином комплексе должно быть не только удобно, но и престижно, а значит, торгово-развлекательный центр должен быть капитальным зданием с узнаваемой архитектурой и продуманной планировкой торговых площадей. Разумеется, такие проекты оказываются более капиталоемкими, с более длительным инвестиционным циклом, чем строительство нескольких этажей, расчерченных прямоугольниками по 10-20 кв. м. По мнению экспертов, Беларусь вступила в конечную стадию доминирования на рынке «лоскутных» торговых центров - в будущем выживут те, кто сделал ставку на инвестиционный, а не спекулятивный путь развития.

Наши новости
Итоги "сурового" 2020 г.
Какие сейчас ставки аренды и чего ждать в новом 2021 году
15.01.2021 , Коммерческая недвижимость
Аналитика по офисной недвижимости.
Итоги года
13.01.2021 , Управление проектами
Что изменилось за 11 месяцев шокового 2020?
Мы поговорили с аналитиками группы компаний «Твоя столица»
14.12.2020 , Коммерческая недвижимость
За 5 лет офисы в Минске подешевели на $ 250 с „ква...
Нынешнюю ситуацию на рынке офисной недвижимости часто сравнивают с кризисным 201...
07.12.2020 , Коммерческая недвижимость
Аналитический обзор по офисам
Итоги ноября
04.12.2020 , Коммерческая недвижимость
ТОП-6 офисов для большого бизнеса. Места хватит вс...
Нужен хороший офис площадью 500+ кв. м. и по реальной арендной ставке? Тогда Вам...
01.12.2020 , Коммерческая недвижимость
Как обстоят дела у торговой недвижимости?
Ни для кого не секрет, сколько «сюрпризов» принес этот год.
19.11.2020 , Коммерческая недвижимость
Обзор рынка офисной недвижимости: свежая аналитика...
Как меняется уровень арендных ставок в бизнес-центрах.
04.11.2020 , Коммерческая недвижимость
Снять качественный офис недорого: ТОП-10 предложе...
Нужен качественный офис и по реальной арендной ставке? Рассмотрите наши предложе...
27.10.2020 , Коммерческая недвижимость
Рост ставок или все-таки их снижение?
С марта ставки аренды офисов начали свое постепенное снижение. Так, по итогам...
15.10.2020 , Коммерческая недвижимость
Все новости
Горячая линия клиентской поддержки
Свяжитесь с руководителем подразделения для решения оперативных вопросов
Мы рядом - для поддержания качества нашей работы!
Светлана Ивановна Куделко
Руководитель управления продаж вторичного рынка жилья
Руслан Николаевич Орлов
Руководитель "Твоя столица. Недвижимость для бизнеса"
Маргарита Александровна Почицкая
Начальник отдела аренды жилья
Виктория Владимировна Ляшенко
Руководитель "Твоя столица. Новостройцентр"
Служба клиентинга
Сюда Вы можете обратиться с системными пожеланиями к нашей работе или жалобой
Майя Александровна Кузнецова
Помощник руководителя компании по клиентингу
Служба клиентинга
Сюда Вы можете обратиться с системными пожеланиями к нашей работе или жалобой
Майя Александровна Кузнецова
Помощник руководителя компании по клиентингу