Позвонить:
Online-консультации: Перезвоним за 15 секунд:
Ожидайте звонка. Уже звоним...
Сеть офисов:

Владимир Давидович: «Надо сразу проектировать торговый центр, а не ярмарку»

Коммерческая недвижимость , 27.02.2006 12:00:00

Местный шопинг, представляющий собой толчею в узких проходах множества павильончиков, вряд ли может считаться антистрессовой терапией. В обществе крепнет желание делать покупки с комфортом. О том, когда же отечественная розница сможет предложить покупателям удобные торговые центры, корреспонденту «БелГазеты» рассказал генеральный директор агентства недвижимости «Твоя столица» Владимир ДАВИДОВИЧ.

Автор: Ольга Микша

Местный шопинг, представляющий собой толчею в узких проходах множества павильончиков, вряд ли может считаться антистрессовой терапией. В обществе крепнет желание делать покупки с комфортом. О том, когда же отечественная розница сможет предложить покупателям удобные торговые центры, корреспонденту «БелГазеты» рассказал генеральный директор агентства недвижимости «Твоя столица» Владимир ДАВИДОВИЧ.

- Каким главным параметрам должен соответствовать современный торговый объект?

- Сам по себе формат торгового центра очень зависит от его местоположения и того, на каком этапе развития находится розничная торговля в целом. Когда мы говорим, что торговые центры должны быть с правильной планировкой и большими красивыми магазинами, это идеальная ситуация, которую всегда скорректирует действительность. Например, ТЦ «Импульс» расположен в таком месте и имеет такую концепцию, которая позволяет ему работать с максимальной эффективностью. Если его прямо сейчас переделать в большие магазины с более дорогими товарами, очевидно, что экономическая эффективность снизится. Такие последствия будут обусловлены недостаточной развитостью ритейла в Минске и все еще не очень высокой платежеспособностью населения.

В целом я бы выделил пять основных форматов, в которых сегодня существует белорусская розничная торговля: «универмаги» - магазины социальной направленности с товаром преимущественно отечественного производства; «вещевые рынки» - то же, только с импортным товаром; «вещевые рынки под крышей» - то же, но немного дороже; «торговые центры» типа «Зеркала», «Европы» - рассчитаны на более обеспеченных покупателей, что проявляется в больших площадях, в определенном дизайне; последняя категория - «бутики».

- Преобладает не самый удобный шопинг…

- Это еще раз подтверждает тезис о том, что мы пока не можем позволить себе много тратить на непродовольственные товары. А отечественный ритейл сейчас не имеет возможности создавать ТЦ европейского формата. Мы должны созреть до того, когда у нас либо появится развитая зарубежная сеть, либо наши предприниматели, имеющие собственные небольшие сети (правильнее - несколько магазинчиков), подрастут для нового формата торговли.

Например, в России и на Украине застройщик ищет факторы, которые сделают его объект привлекательным для будущих продавцов, и условия застройщикам стали диктовать серьезные сетевые компании. Во-первых, потому, что у них есть выбор среди ТЦ, а во-вторых, застройщик сам заинтересован в привлечении в свой центр такого собственника: с одной стороны, он привлечет покупателей, с другой - заставит других подтянуть уровень.

У нас же конкуренции между ТЦ фактически нет, поэтому застройщики опасаются только того, что работать точно не будет. Например, если ТЦ площадью 10 тыс. кв. м будет расположен в спальном районе, там точно нельзя делать магазины с дорогими товарами. Соответственно, надо ориентироваться на невысокую ставку арендной платы.

- Какие аспекты надо учитывать при планировании работы ТЦ на долгосрочную перспективу?

- Важнейший момент - надо сразу проектировать торговый центр, а не просто ярмарку. Потом надо определиться с его наполнением. Обязателен «якорь» в виде продовольствия: в зависимости от площадей, это может быть мини-, супер- или гипермаркет (это в случае, если общие площади превышают 30 тыс. кв. м). Желателен развлекательный комплекс: очевидно, что возможность развлечься в будущем будет привлекать потребителей в ТЦ. Это связано с постепенным изменением представления о совершении покупки: она уже не тяжелая обязанность, а отдых.

Важный момент: сочетание этих функций на нынешнем этапе не должно быть масштабным. В Беларуси все еще небольшой товарооборот, вследствие чего слишком просторный торговый зал просто нечем будет заполнить. Сейчас это приводит к тому, что один хозяин будет брать в таком центре несколько торговых точек с одинаковым ассортиментом. Кроме того, каждый предприниматель рассчитывает, сколько товара ему нужно продать, чтобы отработать аренду. Обычно это соотношение - товар стоимостью $1 тыс. на 1 кв. м.

Реально успешно функционировать такие гиганты смогут только после того, как в страну придут иностранные сети со своими товарами, новыми для нашего рынка.

Второй важный момент - рост реальных доходов населения. Когда у нас растет зарплата, растет и товарооборот. Это в свою очередь означает, что желание потратить деньги нужно где-то реализовать: нужно больше торговых мест.

Сейчас в Минске строится торговых центров намного меньше, чем требуется для удовлетворения спроса на рынке, и это позволяет застройщикам диктовать условия. Такая ситуация сохранится еще несколько лет, до насыщения рынка.

- Выходит, сейчас строить современный ТЦ невыгодно даже в расчете на перспективу?

- Современный ТЦ можно адаптировать к изменяющимся условиям рынка. Нельзя сказать, что у нас нет компаний, способных содержать большие магазины, - просто они находятся в неравных условиях, например, с магазинами индивидуальных предпринимателей. Даже при продаже одинакового товара, по одинаковой цене и в равных объемах затраты первых выше, чем затраты вторых.

Поэтому сейчас невозможно ожидать, чтобы владелец ТЦ принял волевое решение и предлагал только крупные магазины, например от 100 кв. м. Но вот когда хозяева маленьких боксов увидят, что покупатель в большинстве своем идет в большой, оснащенный современным оборудованием магазин, потому что ему там удобнее и приятнее делать покупки, это заставит их пересмотреть и свою концепцию.

Наши новости
Итоги "сурового" 2020 г.
Какие сейчас ставки аренды и чего ждать в новом 2021 году
15.01.2021 , Коммерческая недвижимость
Аналитика по офисной недвижимости.
Итоги года
13.01.2021 , Управление проектами
Что изменилось за 11 месяцев шокового 2020?
Мы поговорили с аналитиками группы компаний «Твоя столица»
14.12.2020 , Коммерческая недвижимость
За 5 лет офисы в Минске подешевели на $ 250 с „ква...
Нынешнюю ситуацию на рынке офисной недвижимости часто сравнивают с кризисным 201...
07.12.2020 , Коммерческая недвижимость
Аналитический обзор по офисам
Итоги ноября
04.12.2020 , Коммерческая недвижимость
ТОП-6 офисов для большого бизнеса. Места хватит вс...
Нужен хороший офис площадью 500+ кв. м. и по реальной арендной ставке? Тогда Вам...
01.12.2020 , Коммерческая недвижимость
Как обстоят дела у торговой недвижимости?
Ни для кого не секрет, сколько «сюрпризов» принес этот год.
19.11.2020 , Коммерческая недвижимость
Обзор рынка офисной недвижимости: свежая аналитика...
Как меняется уровень арендных ставок в бизнес-центрах.
04.11.2020 , Коммерческая недвижимость
Снять качественный офис недорого: ТОП-10 предложе...
Нужен качественный офис и по реальной арендной ставке? Рассмотрите наши предложе...
27.10.2020 , Коммерческая недвижимость
Рост ставок или все-таки их снижение?
С марта ставки аренды офисов начали свое постепенное снижение. Так, по итогам...
15.10.2020 , Коммерческая недвижимость
Все новости
Горячая линия клиентской поддержки
Свяжитесь с руководителем подразделения для решения оперативных вопросов
Мы рядом - для поддержания качества нашей работы!
Светлана Ивановна Куделко
Руководитель управления продаж вторичного рынка жилья
Руслан Николаевич Орлов
Руководитель "Твоя столица. Недвижимость для бизнеса"
Маргарита Александровна Почицкая
Начальник отдела аренды жилья
Наталья Владимировна Жалова
Руководитель "Твоя столица. Новостройцентр"
Служба клиентинга
Сюда Вы можете обратиться с системными пожеланиями к нашей работе или жалобой
Майя Александровна Кузнецова
Помощник руководителя компании по клиентингу
Служба клиентинга
Сюда Вы можете обратиться с системными пожеланиями к нашей работе или жалобой
Майя Александровна Кузнецова
Помощник руководителя компании по клиентингу