В Минск придет Hilton?
В прошлом году ведущие минские отели получили по 5-7 млрд. руб. чистой прибыли. Потребность Минска в гостиничных местах во много раз превышает имеющееся количество мест. Почему же белорусскую столицу по-прежнему обходят стороной международные отель-операторы Hilton, Reddisson SAS, Fearmont? Этот вопрос мы задали руководителю группы компаний "Твоя столица" Владимиру Давидовичу.
-- Хотел бы для начала внести некоторую ясность. Гостиничные операторы мирового уровня сами на рынок не приходят. Их приводят, предлагая привлекательные для гостиничного бизнеса условия. Приводят либо сами девелоперы, либо консалтинговые компании, и те и другие в обязательном порядке имеющие мировую известность.
-- Вы хотите сказать, что, например, ведущий в мире отель-оператор Hilton, имеющий более 500 отелей по всему миру и ежегодный оборот около 9 млрд. фунтов стерлингов, до сих пор не заявил о себе в Минске только потому, что пока не нашелся тот, кто бы его сюда привел?
-- Почти. Я бы здесь уточнил. Желающие привести сюда отель-операторов мирового уровня были и есть, но до недавнего момента они сами не были уверены в выгодности гостиничного бизнеса в Минске.
Если вы думаете, что привести отель-оператора мирового масштаба на малоизвестный рынок просто, то глубоко ошибаетесь. Для любого бизнеса, а тем более гостиничного бизнеса должны созреть условия. Это активный туризм, это активная деловая среда, это большие транзитные потоки -- всего этого до недавнего времени в Минске не было.
Но завтра ситуация в корне может измениться. Она уже меняется. Достаточно вспомнить о чемпионате мира по хоккею, который ставит перед городом архисложную задачу -- построить несколько десятков отлей как минимум на 10 тыс. мест и всего за 3 года.
Не случайно, наш партнер - международная компания Cushman&Wakefield - предложил нам заняться поиском девелоперов, которые готовы реализовать проекты по строительству отелей Минске вместе с ведущими международными операторами.
Гостиничный бизнес - бизнес специфический. Мало построить отель. Он должен приносить прибыль, как любая другая недвижимость. А без участия профессионального гостиничного оператора построить доходный объект практически невозможно.
В то же время, чтобы отель-оператор захотел участвовать в проекте, его надо убедить в том, что успешный гостиничный бизнес в конкретном городе, в конкретной стране -- реальность. И эту работу готова возложить на себя компания Cushman&Wakefield.
-- Владимир Иванович, но ведь у нас почти все отели, которые возможно будут построены к 2014 году еще только проектируются. Зачем привлекать кого-то сейчас? Не рано ли?
-- В том-то все и дело, что отель строится под конкретного оператора, у которого свои требования к архитектурным особенностям, к сопутствующим услугам и к сопутствующим видам бизнеса. Например, один оператор исключает возможность размещения в гостинице казино. Другой наоборот считает, что эти два бизнеса могут давать максимальный эффект только тогда, когда они соседствуют. Или, например один предпочитает работать с 4-5-звездочными гостиницами, другой -- с 3-звездочными. И т.д.
Поэтому чтобы оператор смог извлечь максимальный доход из будущего проекта, необходимо чтобы он в нем участвовал. И чем раньше он войдет в проект, тем лучше и не только для оператора, но и для девелопера (инвестора). Создавая объект под конкретного оператора, застройщику не придется идти на уступки по той причине, что отель не вполне соответствует бизнес-политике оператора. Говоря более простым языком, девелопер не потеряет на процентах, которые оператор ему будет отчислять от доходов, которые будет приносить данный отель.
Более того, девелопер, который получил право на строительство объекта, должен провести тендер среди операторов, чтобы иметь возможность выбрать оптимальное для него предложение.
Приведу конкретный пример. Один из первых международных операторов, решившихся войти на рынок Варшавы в свое время, добился максимально выгодных для себя условий, заключив долгосрочный договор с местным девелопером на безтендерной основе. И сейчас собственнику отеля обидно, что другие его коллеги ведут бизнес гораздо рентабельнее.
-- Предположим, какая-то девелоперская компания получила уже получила земельный участок и приступила к проектированию отеля в Минске. Ее заинтерсовало и ваше предложение. Когда ей лучше всего начать переговорный процесс с компанией Cushman&Wakefield о привлечении к проекту отель-операторов, чтобы успеть ввести в проект отель-оператора и на условиях максимальной выгоды для себя?
-- Думаю, что приступать к переговорам надо уже сейчас. Поскольку работа консалтинговой компании по вовлечению в проект отель-оператора занимает около 8-12 месяцев.
-- А что если в процессе работы над проектом у застройщика возникнут финансовые проблемы?
-- Компания Cushman&Wakefield готова оказать и услуги по поиску дополнительных источников финансирования. Наши польские партнеры готовы работать и по другим направлениям. Например, обеспечить участие в проекте архитекторов, имеющих мировую известность. Поскольку Беларусь перешла на европейские нормы проектирования, те же отели могут строиться по проектам зарубежных архитекторов.