Позвонить:
Online-консультации: Перезвоним за 15 секунд:
Ожидайте звонка. Уже звоним...
Сеть офисов:

Свободных офисов в Минске полно, но на всех может не хватить

Управление проектами , 17.02.2017

Ежегодно Минск прирастает новыми бизнес-центрами, и на первый взгляд, этого более чем достаточно для столицы. Однако, по оценкам начальника отдела продаж «Твоя столица•Недвижимость для бизнеса» Сергея Войтова, объемы ввода новых офисных площадей сокращаются. И качественных свободных помещений становится все меньше. Особенно остро это могут почувствовать компании, которым надо разместить в офисе 100+ сотрудников.

  • Сегодня объем офисных площадей по сравнению, например, с 2013 годом вырос в 2 раза и превышает 890 000 м2.

При этом наметившаяся последние несколько лет тенденция к снижению темпов роста также приобрела вполне реальные цифры.

Сергей Войтов

Начальник отдела продаж «Твоя столица ∙ Недвижимость для бизнеса»

В 2017 году с учетом текущей стадии реализации проектов мы ожидаем ввод порядка 45 000 м² офисных площадей. А это почти в 2 раза меньше, чем в 2016.

Фактические и прогнозные объемы ввода офисных площадей в бизнес-центрах Минска, в м2

За последние несколько лет требования компаний к офисам значительно выросли. В частности больше внимания стали уделять качеству инженерных систем.

Кроме того, большинство арендаторов сегодня предпочитают рассматривать офисы, которые имеют чистовую отделку и не нуждаются в проведении даже косметического ремонта.

Факт 1. Сегодня складывается ситуация: на фоне, когда снижаются объемы ввода новых бизнес-центров, растет интерес крупных компаний к переезду на их площади.

Факт 2. Компании с численностью сотрудников свыше 80 человек в первую очередь также рассматривают новые бизнес-центры. Освобождение больших площадей в одном бизнес-центре — не столь частое явление. Поэтому для таких арендаторов предпочтительнее недавно вышедшие на рынок объекты, в которых еще есть достаточное количество смежных площадей.

Кроме того, в современных зданиях площадь типового этажа значительно больше, поскольку ориентируется чаще на крупного арендатора. Здесь проще адаптировать рабочее пространство под организацию работы. Меньше вопросов по инженерно-техническому оснащению и коммуникациям — и это далеко не все «за» в пользу помещений именно в новом здании.

Факт 3. Ставки аренды перестали падать, а в отдельных сегментах даже появились предпосылки к росту.

По законам рыночного ценообразования, стабильность цен, как известно, зависит от баланса спроса и предложения. Сейчас мы наблюдаем наметившийся перевес в пользу спроса.

Средний ежегодный прирост офисных площадей за последние 4 года составлял чуть более 110 тыс. м2, и к сегодняшнему дню все они практически поглощены рынком. И это несмотря на весьма непростые прошлые годы.

В то же время компаний, желающих сменить офис, немало, что подтверждается ежедневно поступающими заявками.

Выводы

1. В наиболее сложной ситуации будут чувствовать себя крупные компании. Хорошо, когда есть выбор: можно сравнивать по всем параметрам, торговаться и даже настаивать на некоторых из своих условий. Хуже, когда приходится брать то, что осталось на рынке.

С наибольшими сложностями предстоит столкнуться арендаторам с потребностью в 1000 м2 и более.

Для крупных арендаторов такая перспектива в ближайшее время вполне реальна:

  • Им нужны большие площади
  • Эти площади должны соответствовать определенным требованиям. В качестве примера могу привести офисный wish-list одной крупной международной компании, который насчитывает более 80 пунктов — выполнить их все под силу только действительно продуманным до мелочей и современным бизнес-центрам

Для крупных компаний не спасут ситуацию и площади, освобождающиеся после переезда арендаторов — они все разрозненны, а значит снова будут сданы по частям среднему и небольшому бизнесу. А если большая площадь и освободится, то найти другого крупного арендатора, которому офис подошел бы по всем параметрам, практически невозможно и может потребовать огромных временных затрат. В то время как средние и небольшие компании будут готовы забирать отдельные этажи и помещения.

2. Из-за увеличения требований арендаторов к офисам, сейчас набирает обороты формат строительства бизнес-центра в формате built-to-suit, т.е. под требования конкретного арендатора.

3. Девелоперы, агентства недвижимости и другие представители рынка также будут реагировать на изменения спроса. Например, наша компания, чтобы упростить выбор офисов по расширенным характеристикам, а не только по цене и площади, запустила недавно интернет-каталог бизнес-центров Минска.


Наши новости
Сейчас покупают дешевое
На вторичном рынке жилья, не смотря на внешние вызовы, в апреле было заключено...
20.05.2022 , Купля-продажа жилья
Пустые офисы и павильоны в ТЦ. Что происходит на р...
Почему площадей мало и много одновременно
18.04.2022 , Управление проектами
«Твоей столице» 26 лет, и это только начало!
Поздравлений много не бывает!
15.04.2022 , Купля-продажа жилья
Пустующие офисы: что стало с рынком аренды коммерч...
О тенденциях на рынке аренды офисов
08.04.2022 , Управление проектами
ТОП ОФИСОВ ВЕСНЫ
Если вы сейчас ищете новый хороший офис с привлекательной ставкой
25.03.2022 , Управление проектами
Новые реалии рынка жилья
Пожалуй, первую психологическую стадию шока рынок уже пережил и начал постепенно...
23.03.2022 , Купля-продажа жилья
Будущее бизнес-центров Минска
Прогнозы ставок и вакантности
21.03.2022 , Управление проектами
«Рекордное число свободных офисный площадей в бизн...
На прошедший 2021 год возлагались большие, но противоречивые надежды
25.02.2022 , Управление проектами
ТОП офисов этой зимы
Нужен качественный офис и по реальной арендной ставке?
25.02.2022 , Управление проектами
Итоги 2021 года на рынке жилья
2021 год на рынке жилья оказался самым успешным годом за последние 15 лет. В про...
21.01.2022 , Купля-продажа жилья
Все новости
Перейти в каталог
Горячая линия клиентской поддержки
Свяжитесь с руководителем подразделения для решения оперативных вопросов
Мы рядом - для поддержания качества нашей работы!
Светлана Ивановна Куделко
Руководитель управления продаж вторичного рынка жилья
Руслан Николаевич Орлов
Руководитель "Твоя столица. Недвижимость для бизнеса"
Маргарита Александровна Почицкая
Начальник отдела аренды жилья
Наталья Владимировна Жалова
Руководитель "Твоя столица. Новостройцентр"
Служба клиентинга
Сюда Вы можете обратиться с системными пожеланиями к нашей работе или жалобой
Майя Александровна Кузнецова
Помощник руководителя компании по клиентингу
Служба клиентинга
Сюда Вы можете обратиться с системными пожеланиями к нашей работе или жалобой
Майя Александровна Кузнецова
Помощник руководителя компании по клиентингу