Ваш главный эксперт на рынке недвижимости Минска
Весь сайт Весь сайт группы компаний «Твоя Столица»
Главная страница Закрыть

Автосервису не хватает площадок

20 сентября 2004

В последнее десятилетие число личных легковых автомобилей в Минске увеличивается ежегодно на 20-30%. Соответственно, такими же темпами растет спрос на услуги автосервиса. Однако, несмотря на благоприятную рыночную конъюнктуру, новых станций техобслуживания (СТО) в городе появляется крайне мало. В чем причина такой, на первый взгляд парадоксальной, ситуации?

Автор: Елизавета Булатецкая

Согласно официальным данным, в Минске сегодня зарегистрировано 750 станций техобслуживания. Судя по разным оценкам, еще примерно столько же мелких мастерских, расположенных в индивидуальном жилом секторе, в гаражных массивах и кооперативах, работают неофициально.

Если отталкиваться от качественных характеристик, в структуре рынка можно выделить три типа объектов. Первый — самый высокий по “статусу” — авторизованные СТО. Они работают в связке с официальными дилерами и автопроизводителями, специализируясь на конкретных марках автомобилей. Их доля в общем количестве официально работающих СТО составляет не более 4%. Второй тип — сетевые станции. Их тоже очень мало. Третий тип самый многочисленный (более 90%). Это одиночные СТО, которые подразделяются на крупные (более 10 постов для машин), средние (5-10 постов) и мелкие (2-5). Примерно такая структура рынка СТО в столицах и крупных городах России, Украины и Казахстана.

Иными словами, львиную долю рынка минского автосервиса формирует малый бизнес — небольшие частные СТО.

Несмотря на наличие свободных ниш, которые мелкий бизнес не может занять по определению, крупный не проявляет активности в их освоении. Причина заключается в том, что для открытия крупного автосервисного центра необходимы серьезные инвестиции — на получение всевозможных разрешений, землеотвода и, конечно, на приобретение оборудования. Например, три совершенно необходимые для крупных СТО позиции — подъемники, диагностическая аппаратура и стенд для регулировки развала-схождения — стоят в сумме около 300 тыс. USD.

По оценкам аналитиков, в создание небольшой СТО с достаточно широким спектром услуг необходимо вложить не меньше 150 тыс. USD, а центр высокого класса в хорошем месте может стоить больше 1 млн. Самая дешевая СТО где-нибудь на окраине города с минимумом необходимого оборудования потребует 30-50 тыс. USD инвестиций.

Как отмечают специалисты Информационного центра коммерческой недвижимости (ИЦКН) АН “Твоя столица”, спрос на минские СТО формируется за счет потенциальных покупателей и арендаторов, преимущественно представляющих мелкий бизнес. И спрос этот очень велик. Причем с начала текущего года, после того как были ужесточены требования к СТО, активность покупателей и арендаторов резко увеличилась. Ежемесячно в ИЦКН поступает по 4-6 заявок на аренду и 2-4 на покупку (а это в раза два больше, чем в прошлом году).

Здесь напомним, что потребители обращаются в агентство в последнюю очередь. Сначала, как правило, потенциальный покупатель или арендатор ищут нужную информацию через знакомых и по рекламным объявлениям. Если ничего не находит, идет в исполком, где предложение почти нулевое: новые участки под строительство станций техобслуживания почти не выделяются. То же можно сказать и о продаже (сдаче в аренду) отдельно стоящих строений, пригодных под СТО.

Не найдя ничего, фирма или ИП обращаются в агентство. На этом этапе клиента могут и “кинуть”. Это любимое дело так называемых предоплатников. Схема простая. Вы находите в газете объявление о предоставлении информации относительно продаваемых и сдаваемых в аренду СТО (в числе других объектов — торговых, офисных, складских помещений). Приезжаете на место и за 100 USD покупаете пару адресов, которые потом оказываются “мертвыми”: либо объект уже давно продан или сдан в аренду, либо его просто не существует.

Практика показывает, что некоторые фирмы на такую наживку могут попадаться несколько раз. Претензии почти никто не предъявляет. Никому не хочется тратить время из-за каких-то 100 USD. А если вдруг кто-то и решается, то “предоплатники” объясняют все просто: информацию они получают из разных источников, в том числе и по телефону, но проверять достоверность — не их задача, к тому же проверенная информация стоит дороже.

Поэтому надежнее обращаться в агентства, которые работают по факту. Такая практика применяется во всем цивилизованном мире: клиент оплачивает услуги риэлтера после совершения сделки.

По словам начальника ИЦКН Юрия Попова, сегодня есть несколько интересных предложений от фирм по инвестированию в строительство СТО. Но, к сожалению, такие варианты — большая редкость. Кстати, этим Минск очень сильно отличается, например, от Санкт-Петербурга, Киева, Москвы, Одессы и других крупных городов СНГ, где подобные инвестпредложения в последнее время рекламируются весьма активно. Оцениваются такие сделки в 150 тыс. — 1,1 млн. USD.

Вот лишь несколько свежих объявлений в Интернете. Киев: участок под строительство СТО с полным комплексом услуг, площадь — 0,37 га, имеется проект, согласованный со всеми городскими службами, расположен недалеко от будущей станции метро, цена продажи — 150 тыс. USD. Санкт-Петербург: участок в аренде на 49 лет, площадь — 0,3 га, все документы готовы для строительства, цена предложения — 1,1 млн. USD. Строительство самого СТО оценивается в 300 тыс. USD. Право на возведение аналогичного объекта на участке 0,57 га продавец оценил в 0,74 млн. USD, из которых 240 тыс. USD уже уплачено в городской бюджет за инфраструктуру; возведение объекта обойдется в 0,5 млн. USD. Одесса: участок 0,4 га с пакетом необходимых документов выставлен за 170 тыс. USD. Москва: 0,17 га — за 300 тыс. USD.

Для Минска аналогичное инвестпредложение, если речь идет о средней СТО в комплексе с сопутствующими услугами (кафе, мойка и т. д.), специалисты оценивают из расчета 1-5 тыс. USD за 100 кв. м в зависимости от местоположения, наличия коммуникаций, готовности проектно-сметной и разрешительной документации.

В целом же аналитики центра сходятся во мнении, что в ближайшие годы ситуация на минском рынке СТО существенно не изменится. Открытие крупных станций по-прежнему будет редким событием. Мелкие будут появляться чаще, но не настолько, чтобы удовлетворить спрос.

Что касается уже действующих СТО, то в обозримом будущем их владельцы, зарабатывая капиталы, будут расширяться главным образом за счет развития сопутствующего сервиса — торговли запчастями и аксессуарами, соединяя все это с имеющимися в их распоряжении ремонтными станциями. По мнению самих бизнесменов, инвестировать в запчасти сейчас выгоднее, чем в развитие самого автосервиса.

Вкладывать же заработанные деньги в технологии (например, в такие чудеса инженерной мысли, как роботизированная коррекция геометрии кузова, компьютерная и УЗИ-диагностика скрытых полостей и микродефектов, лазерная притирка отверстий) для большинства владельцев СТО слишком дорого, да и экономика средней руки автосервиса в подобных вложениях не нуждается. Примитивный ремонт по принципу “дешево и сердито” все еще доминирует на рынке. Видимо, потому, что он востребован широкими массами автолюбителей.

Между тем парк автомобилей новых поколений, напичканных электроникой, быстро вытесняет старые машины. Так что не исключено, что уже через три-четыре года большинство нынешних СТО могут оказаться не годными к тому, чтобы ремонтировать современные авто.

Закрыть
Контактная информация
  • Купля-продажа жилья
  • Аренда жилья
  • Дома. Дачи. Коттеджи
  • Новостройки
  • Коммерческая недвижимость
  • Управление проектами
Закрыть  
Написать нам
имя
почта
сообщение
компания
Отправить
Осталось заполнить поля: