Ваш главный эксперт на рынке недвижимости Минска
Весь сайт Весь сайт группы компаний «Твоя Столица»
Главная страница Закрыть

Индустрия развлечений становится неотъемлемой частью торговли

7 ноября 2006
В Минске в ближайшие пять лет может быть открыто около десятка крупных торгово-развлекательных центров (ТРЦ). Часть из них уже строится, другие пока только проектируются. И это не дань моде. Размещение развлекательных объектов в составе крупного торгового центра способно привлекать дополнительно около 40% покупателей и тем самым повысить конкурентоспособность ТРЦ перед другими торговыми объектами.

Автор: Елизавета Булатецкая

В Беларуси к 2010 году откроется 33 гипер- и супермаркета, в том числе около трети из них — в Минске. Об этом 27 июля на пресс-конференции сообщил первый заместитель министра торговли Михаил Свентицкий.

Выступающий напомнил, что в прошлые годы в республике уже открылся ряд гипер- и супермаркетов, имеющих торговую площадь от 1,7 тыс. до 6 тыс. кв. м: “Гиппо”, “Максимус”, Bigzz, “На недельку” — в Минске; “Веста” — в Витебске; “Асстор-Вест” — в Бресте и другие. В 2006 году в столице на площади Независимости введена первая очередь подземного общественно-торгового центра “Столица”, гипермаркет “Простор”, в ближайшее время откроется гипермаркет “Корона”.

М. Свентицкий полагает, что развитие этой формы торговли потребует серьезных изменений в работе магазинов “шаговой доступности”. “В том формате, в котором они работают сегодня, они работать дальше не смогут. Им придется менять свою ассортиментную политику и подходы к организации торгового процесса”, — убежден первый замминистра. Одним из путей развития таких магазинов, по его мнению, могло бы стать их объединение в корпоративные торговые сети: “Сам по себе один небольшой магазин в рыночной стихии существовать не сможет, объединение же их в сети даст гарантию выживания”.

В то же время, говоря о стремлении к расширению форматов торговли, нельзя не отметить, что в Беларуси в силу объективных причин гипермаркеты пока не могут функционировать по тем же принципам, как в Западной Европе и России, — выигрывать за счет больших объемов продаж товаров по более низким ценам. Поэтому многие фирмы-заказчики, заявившие о своем намерении строить такие объекты и вовремя сориентировавшиеся, стремятся насыщать их сопутствующими услугами, элементами дополнительного сервиса, которые притягивали бы покупателей и позволяли конкурировать с сетью менее крупных торговых объектов и уже действующих ТЦ.

Отдельным направлением, и такие примеры уже реализуются в Минске, становится строительство торгово-развлекательных комплексов, которые одновременно могут работать как гипермаркеты и как досуговые объекты.

Первым таким центром в прямом смысле этого слова может стать ТРЦ Expobel (МКАД — Логойский тракт), в котором, кроме уже функционирующего гипермаркета Bigzz, разместятся мультиплекс (5 кинозалов), автокинотеатр, детский развлекательный комплекс, парк аттракционов, боулинг-зал и т. д. По планам, этот объект должен вступить в строй уже в текущем году.

В следующем году запланирован ввод ТРЦ “Глобо” (пр-т Дзержинского — ул. Уманская). В его развлекательной части, которая займет 14 тыс. кв. м (общая площадь всего объекта — 50.000 кв. м) разместятся боулинг-зал, бильярдные залы, несколько кафе. Торговая часть в нем представлена гипермаркетом, расположенным на первом этаже, и торговым центром промышленной группы товаров — на втором. Среди прочих аналогичных объектов его выгодно отличает возможность для инвесторов приобрести в собственность отдельные магазины. И, судя по высокому спросу на этот объект со стороны покупателей, авторы концепции, в том числе и специалисты Информационного центра коммерческой недвижимости (ИЦКН) АН “Твоя столица”, сумели предугадать новые веяния на рынке торговой недвижимости.

Одновременно с вводом ТРЦ “Глобо” в Минске появится еще один аналогичный объект — вторая очередь торгово-развлекательного центра “Европа” (ул. Сурганова, 57а) общей площадью 48 тыс. кв. м. В нем по соседству с торговлей разместятся не только объекты развлекательного профиля (боулинг-зал, диско-бар, кегельбан, многочисленные кафе, детский комплекс “Динопарк”), но и физкультурно-оздоровительный комплекс. В перспективе список таких объектов может пополнить торгово-развлекательный центр, строительство которого запланировано на месте троллейбусного депо № 1 (пр-т Машерова — бывшая ул. Варвашени).

Отдельно следует сказать о ТРЦ “Гулливер”, который сейчас проектируется и разместится в районе станции метро “Пушкинская”.

Он имеет ряд преимуществ перед аналогичными строящимися объектами в Минске. Первое, что обращает на себя внимание, — это удачное местоположение. Объект будет возведен в самом центре одного из крупнейших в Минске микрорайонов с развитой инфраструктурой. Отведенный под застройку участок обеспечен подъездными путями со всех сторон (пр-т Пушкина, ул. Притыцкого, Бельского, Дунина-Марцинкевича, Одоевского, Я. Мавра). Наличие рядом крупного транспортного узла, связывающего участок со “спальными” районами Запада, Сухарево, Юго-Запада и Малиновки, позволяет прогнозировать приток в ТРЦ большого количества потребителей, пользующихся общественным транспортом. А в перспективе, когда достроят второе транспортное кольцо (которое, согласно генплану, опояшет весь центр города), до “Гулливера” можно будет быстро и легко добраться из любой точки Минска. Это обстоятельство является важным для привлечения будущих посетителей ТРЦ, пользующихся личным автотранспортом. Для них, в частности, планируется построить наземную и подземную парковки соответственно на 100 и 800 машино-мест.

Другим важным преимуществом является концепция “Гулливера” как объекта многофункционального назначения. Масштабы центра позволяют предоставить покупателю весь спектр имеющихся на рынке непродовольственных товаров, удовлетворить потребности в различных видах сервиса (химчистка, ремонт одежды, оплата различных услуг), посетить центр красоты, фитнес, кинотеатр, игровые залы для взрослых (боулинг, бильярд).

Кроме того, в “Гулливере” планируется представить большинство организаций, торгующих отечественной, импортной мебелью и сопутствующими товарами для дома и семьи. Под это отводится целый этаж — около 20 тыс. кв. м. Если добавить, что посетитель ТРЦ сможет еще и воспользоваться услугами кафе, баров, ресторанов, пунктов быстрого питания, посетить магазины детских товаров и детский игровой центр, то становится понятно, что “Гулливер” — это место, где покупателю будет комфортно. А значит, участие в таком проекте станет интересным для любых инвесторов, которых заказчик приглашает рассмотреть ограниченное количество стартовых предложений.

Важной планировочной особенностью объекта является возможность расположения и обустройства как больших торговых объектов, так и магазинов площадью от 70 кв. м. Причем назначение, функциональность, технологические особенности торговых площадей предполагается прорабатывать на этапе проектирования совместно с будущими заказчиками, инвесторами. Внушительные размеры ТРЦ (около 60 тыс. кв. м, в том числе 40 тыс. кв. м — торговля, 20 тыс. кв. м — развлекательная часть), наличие грузовых лифтов, удобная рампа и подъездные пути позволят использовать площади для продажи крупногабаритных товаров: мебели, товаров для дома, бытовой техники и т. д.

Для потенциальных инвесторов чрезвычайно привлекательным представляется приобретение торговых площадей в собственность, что сегодня может предложить не всякий торговый центр, планирующий разместить на них большое разнообразие товаров и услуг. Также возможно приобретение в собственность площадей для размещения офисов, подсобных и складских помещений.

Список аналогичных объектов, которые сегодня строятся или только проектируются, можно было бы дополнить, включив в него торгово-развлекательные центры, планируемые к вводу в других городах Беларуси. “И переход на новый формат торговли — вовсе не какая-то дань моде и тем более не результат давления сверху”, — подчеркнул руководитель Информационного центра коммерческой недвижимости Юрий Попов.

Во многих странах ТРЦ давно заняли прочные позиции на рынке индустрии развлечений. Как сообщают интернет-источники со ссылкой на данные Британского совета торговых центров, более 38% крупных торговых комплексов в Европе имеют досугово-развлекательную часть. Например, в Испании, в пригороде Мадрида, построен крупнейший в Европе ТРЦ Madrid Xanadu с крытым горнолыжным склоном. В Лондоне один из торгово-развлекательных центров площадью 150 тыс. кв. м ежегодно посещают 36 млн. человек. Во Франции открытие крупных комплексов приобрело такой размах, что власти приняли специальный закон, ограничивающий их строительство. А вот в Германии такой формат торговли, как ТРЦ, не получил широкого распространения, потому что там очень хорошо развита сеть развлекательных объектов. Поэтому торговые центры в этой стране ориентируются исключительно на торговлю, бытовые услуги и общественное питание.

В России строительство торгово-развлекательных центров переживает настоящий бум. В Москве уже действует более полутора десятков ТРЦ, и в ближайшие лет пять их количество может увеличиться вдвое. Причем каждый центр имеет свою специфику. Например, ТРЦ “Мега” (Москва) разместил на своей территории каток, который функционирует круглый год. Для многих потенциальных покупателей это уже повод для посещения центра. По ТРЦ “Крокус Сити Молл” можно проехаться на электромобиле. Другие центры привлекают внимание посетителей услугами боулинг-залов, кинотеатров и т. д.

В целом мировая практика показывает, что размещение досуговых объектов на территории торгового комплекса способно привлекать в ТРЦ до 40% посетителей. Особенно большой эффект дает размещение развлекательных объектов для детей. “Заинтересуйте детей — и они приведут к вам своих родителей!” — приблизительно так звучит девиз одного из основателей фаст-фуда. Этот призыв взяли на вооружение и многие ритейлеры. Именно поэтому в торговых центрах открываются детские игровые комнаты, а в новых ТРЦ владельцы стремятся размещать развлекательные объекты с учетом интересов людей всех возрастных групп.

Однако при всей эффективности привлечения покупателей развлекательными объектами нужно учитывать, что и здесь возможны ошибки. Как утверждают российские аналитики, с точки зрения получения прибыли от сдачи в аренду площадей развлекательный сектор большой отдачи не дает. Ставки аренды по таким объектам ниже, чем по торговым, потому что они требуют больших площадей.

Кроме того, каждое предприятие в составе развлекательной части — это своя технология, своя архитектура, своя логистика, свои потоки посетителей. Например, есть определенные виды развлечений, которые специалисты не советуют размещать в торговых центрах. Это казино и игровые автоматы. С одной стороны, они приносят большую прибыль владельцам и для них можно повышать арендную плату. Однако графики работы этих объектов и самого торгового центра не совпадают. Поэтому данный вид развлечений не может являться объектом привлечения потенциальных покупателей самого торгового центра. А вот мультиплексы (многозальные кинотеатры), боулинг-залы, бильярд, детские игровые автоматы, видеоигры, фитнес-центры — то, что надо.

Нельзя также забывать, что развлекательные центры имеют более длительные сроки окупаемости, чем собственно торговля. Причем затраты выше не только на их создание, оснащение, но и на эксплуатацию. В некоторых случаях требуется большее количество электроэнергии, воды, средств на обслуживание того же оборудования и т. д.

В то же время именно развлекательные объекты являются мощными якорями, привлекающими посетителей ТЦ.

Безусловно, пытаясь привлечь посетителей ТРЦ развлекательными объектами, нельзя забывать и о самой торговле. А здесь главное — цены и качество услуг. Если человек поймет, что в ТРЦ товары дешевле или хотя бы не дороже, чем, например, на рынке, выбор — шире, а качество услуг — выше, то, разумеется, осуществлять покупки он будет более охотно в торгово-развлекательном центре.

Опять же, при создании ТРЦ, при разработке его концепции нужно учитывать и социальные аспекты (интересы и платежеспособность целевой аудитории, уровень ее культуры потребления товаров и услуг), наличие объектов-конкурентов и многие другие факторы. “Иными словами, нужно ответственно и серьезно подходить к любому проекту, потому что каждый объект уникален”, — подытожил Ю. Попов.
Закрыть
Контактная информация
  • Купля-продажа жилья
  • Аренда жилья
  • Дома. Дачи. Коттеджи
  • Новостройки
  • Коммерческая недвижимость
  • Управление проектами
Закрыть  
Написать нам
имя
почта
сообщение
компания
Отправить
Осталось заполнить поля: