Минские офисы «заморозили» цены аренды
Рынок офисных площадей «замер», и не из-за падения рубля. Рынок офисной недвижимости в Минске оказался в подвешенном состоянии: владельцы качественных бизнес-центров «заморозили» ставки на текущих уровнях, тогда как арендаторы ожидают уступок. Такое мнение высказала руководитель проектов по административной недвижимости «Твоя столица. Недвижимость для бизнеса» Наталья Новикова. |
На рынке офисной недвижимости наступило «затишье», вызванное в первую очередь сезонным фактором и достижением ценового «дна». Если в евро арендные ставки за последние недели практически не изменились, то в рублях – выросли из-за курсовой разницы. Потенциальные арендаторы ожидают от собственников офисов уступок, а те в свою очередь готовы только на бонусы.
В настоящее время офисный «квадрат» в Минске предлагают в среднем за 17 евро с НДС. За бизнес-центры "А"-класса обычно просят 24,7 евро за кв.м, класса "В" – 15,5 евро, "C"-класса – около 11 евро. С начала года офисные площади подешевели в аренде примерно на 22%. Причем больше всего обесценились объекты класса «C» – только за последние три месяца ставки в них упали на 10%. Возросшие требования арендаторов и усиление конкуренции не оставляют шансов офисным объектам со слабыми качественными характеристиками.
В ближайшие месяцы арендные ставки могут немного скорректироваться. В июле и начале августа падение арендных ставок замедлилось и практически остановилось. «Однако изменения в валютной сфере могут подстегнуть собственников к снижению стоимости аренды. Однако оно не будет резким – многие собственники близки к уровню, ниже которого опускать ставки не станут. Тем более что одна лишь ценовая политика далеко не всегда гарантирует привлекательность и, соответственно, заполняемость бизнес-центра», – пояснила Наталья Новикова.
Наибольший интерес на рынке представляют новые бизнес-центры, которые зачастую обходят действующие объекты как по уровню комфорта, так и по доступности арендных ставок. Знаковыми для Минска выступают бизнес-центры Riviera Plaza, «Титан», «Титул», «Красавiк», «Орлан» и комплекс «Mercure». «Среди девелоперов поменялось отношение к исполнению бизнес-центра и его концепции. Если раньше все усилия были направлены на строительство здания, то сейчас важную роль играет позиционирование объекта, поиск конкурентных преимуществ», – отметила эксперт.
При выборе офисного объекта арендаторы обращают внимание на местоположение, планировку и «начинку» бизнес-центра. Среди других факторов – просторная парковка, большое число санузлов, бесшумные лифты, роскошное фойе, круглосуточный доступ в здание. Повышает статус офисного объекта наличие в нем или рядом с ним кафе, ресторана и фитнес-центра. Нормой стало создание застройщиком управляющей компании. Возрастают требования и к состоянию помещений – все больше офисов сдается с чистовой отделкой.
Чтобы привлечь арендаторов, владельцы бизнес-центров идут на уступки, которые ранее были нехарактерны для рынка. Среди них – длительные арендные каникулы, помощь в отделке помещений и бесплатные машиноместа в закрытом паркинге. «Компаниям стало гораздо проще найти комфортный офис по низкой цене аренды. Арендаторы, которые не нашли компромисс с собственниками или, пользуясь ситуацией на рынке, улучшают условия, сейчас рассматривают возможность переезда в новые бизнес-центры. Не исключено, что еще до конца года рынок может охватить волна офисных миграций», – подытожила представитель «Твоя столица. Недвижимость для бизнеса».