Ставки аренды в торговых центрах Минска к концу года могут вырасти до EUR 32-33 за кв. метр
Управление проектами , 01.11.2013
По оценкам группы компаний "Твоя столица", к концу года ставки аренды торговых площадей в торговых центрах Минска могут вырасти на 14% – до EUR 32-33 за кв. метр "при условии относительной стабильности экономической и политической ситуации в стране". Об этом говорится в обзоре рынка коммерческой недвижимости Минска, подготовленном аналитикам "Твоей столицы".
По данным группы компаний, во II квартале текущего года средний уровень ставок арендной платы в торговых центрах увеличился более чем на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил EUR 28 за кв. метр.
Как пояснил "Бизнес-новости" начальник отдела консалтинга и аналитики ГК "Твоя столица" Андрей Астрейко, дальнейшая динамика изменения ставок будет зависеть от темпов ввода новых торговых площадей.
"В случае задержки сроков ввода в эксплуатацию запланированных торговых и торгово-развлекательных объектов ставки могут вырасти на фоне растущего спроса", – сказал Астрейко.
По оценкам международной консалтинговой компании Colliers International, в 2013 году инвестиции в торговую недвижимость Минска могут составить USD 250 млн.
Наиболее значимые проекты в сфере торговой недвижимости, заявленные к вводув Минскев 2013 году
По данным "Твоей столицы", на сегодня в стадии проектирования находятся более 25 торговых объектов, совокупная торговая площадь которых составляет более 475 тыс. кв. метров.
В I полугодии 2013 года совокупное текущее предложение на рынке торговой недвижимости Минска составило более 340 тыс. кв. метров (учитываются торговые центры совокупной площадью не менее 5 тыс. кв. метров – "Бизнес-новости"). Предполагается ввести в эксплуатацию еще около 70 тыс. кв. м.
Особенностью нынешнего развития рынка торговой недвижимости является строительство крупных торговых и торгово-развлекательных объектов, что обусловлено растущим спросом на качественные современные торговые площади, в том числе со стороны fashion-ритейлеров.
По данным "Бизнес-новости", в частности, Colliers International ведет переговоры с рядом торговых центров Минска по поводу выхода на белорусский рынок брэндов, входящих в группу компаний Inditex (Zara, Bershka, Pull&Bear, Stradivarius). По мнению директора белорусского представительства Colliers International Андрея Алешкина, именно fashion-ритейлеры в ближайшие годы будут стимулировать рост строительства новых многофункциональных торговых комплексов в Беларуси.
Инвестиционная группа компаний "РАПА" в свою очередь ведет переговоры с такими fashion- брендами, как Benetton, Guess, Calvin Klein,Tommy HILFIGER, Deichmann.
По мнению экспертов "Твоей столицы", ожидаемый выход на белорусский рынок международных сетевых брендов увеличит спрос на средние и крупные торговые площади (300-1500 кв. м) в многофункциональных и торгово-развлекательных объектах.
На сегодня, по данным "Твоей столицы", заполняемость торговых центров арендаторами составляет порядка 96%-98%. "Оставшиеся 2-4%, как правило, являются площадями, на которых в настоящий момент идет смена арендаторов", – отмечают аналитики группы компаний.
"Однако рост ввода торговых площадей в торговых центрах приведет к снижению востребованности ТЦ старого поколения потребителями, а соответственно, и арендаторами. В результате многие собственники торговых центров будут вынуждены пересматривать свою ценовую политику и снижать арендные ставки", – прогнозируют эксперты "Твоей столицы".
Если международные сетевые операторы повременят с выходом на белорусский рынок, в среднесрочной перспективе на рынке может сформироваться переизбыток предложения площадей в торговых центрах. По мнению аналитиков "Твоей столицы", "отечественные операторы не смогут поглотить такой объем качественных площадей по высоким ставкам". Не исключено, что в подобной ситуации девелоперы могут изменить концепцию объекта, переориентировав его на потребности индивидуальных предпринимателей".
В связи с появлением большого числа новых проектов, постепенным наполнением рынка, ростом конкуренции, можно прогнозировать снижение доходности и, как следствие, роста сроков окупаемости новых проектов в среднесрочной перспективе.
По оценкам Алешкина, сегодня инвесторы ориентируются на привлекательную доходность вложений капитала в торговую недвижимость, которая составляет 12-15%, и окупаемость на уровне 8-10 лет.
По данным группы компаний, во II квартале текущего года средний уровень ставок арендной платы в торговых центрах увеличился более чем на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил EUR 28 за кв. метр.
Как пояснил "Бизнес-новости" начальник отдела консалтинга и аналитики ГК "Твоя столица" Андрей Астрейко, дальнейшая динамика изменения ставок будет зависеть от темпов ввода новых торговых площадей.
"В случае задержки сроков ввода в эксплуатацию запланированных торговых и торгово-развлекательных объектов ставки могут вырасти на фоне растущего спроса", – сказал Астрейко.
По оценкам международной консалтинговой компании Colliers International, в 2013 году инвестиции в торговую недвижимость Минска могут составить USD 250 млн.
Наиболее значимые проекты в сфере торговой недвижимости, заявленные к вводув Минскев 2013 году
По данным "Твоей столицы", на сегодня в стадии проектирования находятся более 25 торговых объектов, совокупная торговая площадь которых составляет более 475 тыс. кв. метров.
В I полугодии 2013 года совокупное текущее предложение на рынке торговой недвижимости Минска составило более 340 тыс. кв. метров (учитываются торговые центры совокупной площадью не менее 5 тыс. кв. метров – "Бизнес-новости"). Предполагается ввести в эксплуатацию еще около 70 тыс. кв. м.
Особенностью нынешнего развития рынка торговой недвижимости является строительство крупных торговых и торгово-развлекательных объектов, что обусловлено растущим спросом на качественные современные торговые площади, в том числе со стороны fashion-ритейлеров.
По данным "Бизнес-новости", в частности, Colliers International ведет переговоры с рядом торговых центров Минска по поводу выхода на белорусский рынок брэндов, входящих в группу компаний Inditex (Zara, Bershka, Pull&Bear, Stradivarius). По мнению директора белорусского представительства Colliers International Андрея Алешкина, именно fashion-ритейлеры в ближайшие годы будут стимулировать рост строительства новых многофункциональных торговых комплексов в Беларуси.
Инвестиционная группа компаний "РАПА" в свою очередь ведет переговоры с такими fashion- брендами, как Benetton, Guess, Calvin Klein,Tommy HILFIGER, Deichmann.
По мнению экспертов "Твоей столицы", ожидаемый выход на белорусский рынок международных сетевых брендов увеличит спрос на средние и крупные торговые площади (300-1500 кв. м) в многофункциональных и торгово-развлекательных объектах.
На сегодня, по данным "Твоей столицы", заполняемость торговых центров арендаторами составляет порядка 96%-98%. "Оставшиеся 2-4%, как правило, являются площадями, на которых в настоящий момент идет смена арендаторов", – отмечают аналитики группы компаний.
"Однако рост ввода торговых площадей в торговых центрах приведет к снижению востребованности ТЦ старого поколения потребителями, а соответственно, и арендаторами. В результате многие собственники торговых центров будут вынуждены пересматривать свою ценовую политику и снижать арендные ставки", – прогнозируют эксперты "Твоей столицы".
Если международные сетевые операторы повременят с выходом на белорусский рынок, в среднесрочной перспективе на рынке может сформироваться переизбыток предложения площадей в торговых центрах. По мнению аналитиков "Твоей столицы", "отечественные операторы не смогут поглотить такой объем качественных площадей по высоким ставкам". Не исключено, что в подобной ситуации девелоперы могут изменить концепцию объекта, переориентировав его на потребности индивидуальных предпринимателей".
В связи с появлением большого числа новых проектов, постепенным наполнением рынка, ростом конкуренции, можно прогнозировать снижение доходности и, как следствие, роста сроков окупаемости новых проектов в среднесрочной перспективе.
По оценкам Алешкина, сегодня инвесторы ориентируются на привлекательную доходность вложений капитала в торговую недвижимость, которая составляет 12-15%, и окупаемость на уровне 8-10 лет.
Контактное лицо
Горячая линия клиентской поддержки
Свяжитесь с руководителем подразделения для решения оперативных вопросов
Мы рядом - для поддержания качества нашей работы!
Служба клиентинга
Сюда Вы можете обратиться с системными пожеланиями к нашей работе или жалобой
Майя Александровна Кузнецова
Помощник руководителя компании по клиентингу
Связаться с руководством