Владимир Давидович: Рынок недвижимости ждет изменений законодательства, чтобы выйти на новый уровень

Купля-продажа жилья , 04.02.2018

5 февраля риэлтеры отмечают свой профессиональный праздник. По случаю этой даты о профессии риэлтера, ситуации на белорусском рынке недвижимости и перспективах ее изменения порталу Realt.by рассказал Владимир Давидович – руководитель Группы компаний «Твоя столица», заместитель председателя Совета Белорусской Ассоциации Недвижимость.



Современный риэлтер – это маркетолог, психолог, юрист и медиатор

Я занимаюсь бизнесом в сфере недвижимости уже 23 года. Все это время задачи, которые решают риэлтеры, постоянно усложняются: происходит постоянное изменение налогового и гражданско-правового законодательства, кредитование недвижимости достигло широкого применения, во всех процессах внедряются цифровые технологии. Это означает, что все больше инструментов требуется для того, чтобы решить две основные задачи риэлтерской деятельности: правильно подобрать обе стороны сделки, обеспечить законность сделки и обезопасить всех участников и во время ее организации, и в будущем.

Согласно статистике «Твоей столицы», проведение одной сделки по купле-продаже квартиры в среднем требует 230 человеко-часов. Это объясняется как тем, что на практике заниматься подготовкой (поиском сторон) можно и неделю и … год, так и тем, что часто очень много паззлов нужно сложить, чтобы сделка состоялась.

Современному специалисту нужно очень хорошо ориентироваться в том сегменте рынка, в котором он работает, а таких сегментов немало - купля-продажа и аренда жилья, загородный сегмент, новостройки, офисы, ритейл. Риэлтеру необходимо знать основы маркетинга, умело пользоваться современными рекламными и телекоммуникационными технологиями, четко и прозрачно взаимодействовать со многими структурами, как государственными, так и частными (например банковскими), хорошо ориентироваться в законодательстве, быть хорошим психологом. А в сущности - быть готовым максимально эффективно и добросовестно решить любую из десятков задач, возникающих перед нашими потребителями. Это не просто, ведь большинство людей, которые совершают сделки с недвижимостью, находятся в состоянии стресса, когда речь идет о больших деньгах и серьезных изменениях в жизни. Конечно, решение всех задач непосильно для одиночки, а по плечу только хорошо организованной структуре, где процессы грамотно выстроены и распределены между специалистами.

Еще одна особенность нашей профессии - между продавцом и покупателем в процессе подготовки к сделке объективно возникают противоречия, и риэлтер, добросовестно действуя в интересах сторон, фактически выступает в роли медиатора. Учитывая это, мы организуем у себя обучение персонала с использованием методик по медиации. И это дает свои плоды, достаточно промониторить независимые интернет-источники, публикующие адресные отзывы на профессиональную деятельность риэлтерских компаний.

Я сознательно затронул тему отзывов и комментариев. Как руководитель я всегда заинтересован в честной обратной связи с потребителем и благодарен ему за критику, ведь идеальным ничто не может быть в мире, где все так быстро меняется. Отзывы наших клиентов, особенно критические, очень эффективно помогают нам становиться совершеннее. Но чаще всего мы сталкиваемся с анонимным шельмованием всего и вся, а анонимная безнаказанность порождает экстремизм и безответственность, дезинформирует читателей, что очень опасно в такой сложной и социально значимой сфере услуг. Предполагаю, что достаточно много «фейковых» комментов будет и под этим материалом. При этом, по нашим наблюдениям, весь анонимный негатив раскладывается примерно следующим образом: 15% - реальная практика; 50% - диванная партия троллей, «разбирающаяся» во всем, от запуска космических кораблей до покупки жилья; и 35% - это черный рынок, раскидывающий таким образом свои сети – «не звоните этим бездельникам, пишите мне в личку, я много раз сам все делал, подскажу и т.д.»

Проблема в том, что информационная доступность в интернете порождает обманчивое чувство простоты реализации таких сложных вещей, как сделки с недвижимостью. Хотя, конечно, иногда действительно бывает просто, но обычно – это сложные процессы, и, пустившись в самостоятельное плавание, вы расплачиваетесь временем, нервами и скрытыми материальными потерями.

Регулирование рынка недвижимости в Беларуси – предмет зависти наших соседей

К сожалению, нелегальный рынок существует во всех странах. Думаю, что в Беларуси его доля меньше, чем у соседей – России, Латвии, Украины, в том числе благодаря системе государственного регулирования риэлтерской деятельности. Коллеги из соседних стран не скрывают своей некоторой зависти по этому поводу. Как призналась председатель латвийского риэлтерского союза, выступая на одной из наших конференций, - стратегической целью их общественной организации на протяжении уже многих лет является введение хоть какого-нибудь регулирования их деятельности.

Альтернативой государственному регулированию является саморегулирование, осуществляемое профессиональными объединениями, которые определяют правила работы всей отрасли. Но для их возникновения необходимо время. В Западной Европе профессиональные ассоциации за десятилетия своего существования сумели создать и развить системы саморегулирования, которые защищают рынок от криминала и недобросовестных участников. На постсоветском пространстве этот процесс в самом начале, тем не менее, надеюсь, мы все равно пойдем по цивилизованному пути, уже пройденному европейскими странами.

Переход на цифровые технологии необходим для развития рынка

При этом, как известно, у медали две стороны - в нашем регулирующем законодательстве присутствует ряд моментов, которые уже являются сдерживающим фактором для развития отрасли, и профессиональное сообщество считает необходимым их изменить. Основные нормы, регулирующие рынок, принимались в 2005-2008 годах, логика, заложенная в них, достаточно консервативна и базируется на стандартах конца 1990-х – начала 2000-ных, т.е. времени, когда интернет являлся чем-то экзотичным, мобильными телефонами пользовались избранные, а словосочетания «цифровая экономика» просто не существовало!!! По потребностям же и возможностям в цифровизации риэлтерская деятельность может уступить только банковской. Но банки уже давно в «цифре», мы же по-прежнему «носим бумажки». В итоге теряет не только экономика, но и потребитель, требующий более современных, технологичных, мобильных и дешевых решений и продуктов. Кстати, нелегальный рынок благодаря интернету частично такие решения предлагает, и благодаря этому может выигрывать борьбу за клиента.

Потребителю сложно понять, почему в нашем магазине осетрина и селедка стоят одинаково

Еще одна реформа, на которой настаивает профессиональное сообщество – это отмена единой жесткой тарификации наших услуг. Сегодня размер оплаты никак не связан с особенностями конкретной сделки, хотя в одном случае, как я уже упоминал, можно работать на результат неделю, а в другом – год. В обеих ситуациях стоимость услуги будет одна и та же. Когда ты за неделю сделал все, очень сложно объяснить клиенту, почему твоя работа стоит так дорого. А если над сделкой приходится работать целый год, услуга явно недооценена. На этой почве возникает непонимание и конфликты: потребителю сложно понять, почему в нашем магазине осетрина и селедка стоят одинаково. Мы считаем, что цену нужно определять по договоренности сторон. В такой ситуации задача риэлтера будет состоять в том, чтобы разъяснить содержание своей работы и условия ценообразования – это даст клиенту возможность либо принять эти условия, либо искать другого производителя услуг.

Обнадеживает то, что в настоящее время готовится обновление законодательства, регулирующего нашу деятельность. Между ответственными государственными органами и профессиональным сообществом налажен диалог. Будем надеяться, что в результате получится что-то действительно прогрессивное.

Также, пользуясь этой уважаемой трибуной, хотел бы поздравить всех своих коллег, а также наш большой коллектив с профессиональным праздником и пожелать здоровья и успехов!
ло2.png
Наши новости
Рынок недвижимости Минска: итоги и перспективы
В уходящем году рынок жилья вел себя лихорадочно: эксперты отмечали максимальное...
04.01.2021 , Купля-продажа жилья
Как сохранить деньги на падающем рынке?
Очередная нестабильность заставляет всех задуматься над сохранением имеющихся сб...
21.12.2020 , Купля-продажа жилья
Цены на «вторичку» начали падать?
Эксперты говорят, что цены на дома и квартиры в Минске начали снижаться. Найти д...
11.12.2020 , Купля-продажа жилья
Антирекорды осени
Пожалуй, 2020 год уже взял главный приз за непредсказуемость и турбулентность. Н...
17.11.2020 , Купля-продажа жилья
Цены будут падать при любом сценарии. Что будет с ...
2020 год поистине легендарен. Не успел рынок недвижимости кое-как оправиться пос...
10.11.2020 , Купля-продажа жилья
«Такого еще не было». Эксперты рассказали, что про...
Есть мнение, что сейчас на рынке жилья начинается повторение 2014−2016 годов, ко...
26.10.2020 , Купля-продажа жилья
Куплю и срочно! База актуальных заявок от реальных...
Самые горячие запросы на покупку квартир — эти клиенты готовы купить недвижимост...
19.10.2020 , Купля-продажа жилья
Сентябрь 2020. Ситуация на рынке близка к критичес...
Рынок недвижимости в сентябре растерял более 30% своей активности и вернулся к у...
16.10.2020 , Купля-продажа жилья
«Цены снизятся к концу октября»: эксперт о кредита...
Ситуация в августе - сентябре 2020 года сложная.
25.09.2020 , Купля-продажа жилья
Кредитов нет, квартирный вопрос на паузе: что прои...
На рынок жилой недвижимости влияют не только экономические, но и социально-полит...
22.09.2020 , Купля-продажа жилья
Все новости
Горячая линия клиентской поддержки
Свяжитесь с руководителем подразделения для решения оперативных вопросов
Мы рядом - для поддержания качества нашей работы!
Светлана Ивановна Куделко
Руководитель управления продаж вторичного рынка жилья
Руслан Николаевич Орлов
Руководитель "Твоя столица. Недвижимость для бизнеса"
Маргарита Александровна Почицкая
Начальник отдела аренды жилья
Служба клиентинга
Сюда Вы можете обратиться с системными пожеланиями к нашей работе или жалобой
Майя Александровна Кузнецова
Помощник руководителя компании по клиентингу
Служба клиентинга
Сюда Вы можете обратиться с системными пожеланиями к нашей работе или жалобой
Майя Александровна Кузнецова
Помощник руководителя компании по клиентингу