Ваш главный эксперт на рынке недвижимости Минска
Весь сайт Весь сайт группы компаний «Твоя Столица»
Главная страница Закрыть

Минские офисы за год рекордно подешевели на треть

28 декабря 2015
Столичные бизнес-центры в 2015 году установили антирекорд – стоимость аренды офисных площадей в среднем снизилась примерно на треть. Спрос на рынке смещается в сторону новых объектов с качественными характеристиками и гибкой рентной политикой. Об этом сообщил руководитель проектов по коммерческой недвижимости «Твоя столица. Недвижимость для бизнеса» Артем Жданьков.

Минск продолжает прирастать офисными объектами. Объем пустующих площадей в современных зданиях за год вырос в два раза – до 60 тыс. кв.м. Однако спрос на рынке не поспевает за предложением, что оказывает давление на ставки. В результате стоимость аренды опустилась до самого низкого уровня последних 10 лет. Сейчас офисный «квадрат» в бизнес-центрах класса «A» в среднем предлагают за 22 евро с НДС, класса «B» – за 14 евро, а «C»-класса – за 9 евро.

Наибольший интерес в Минске представляют офисы по 10-15 евро с НДС за «квадрат» – их доля в структуре спроса достигла 66%. Более дорогие офисы (15-20 евро за 1 кв.м) начинают терять свою аудиторию – сейчас в них готовы переехать лишь 17% потенциальных арендаторов, тогда как годом ранее их было вдвое больше.

Рынок равняется на новые бизнес-центры B-класса, способные предложить больший уровень комфорта и лучшие ставки. Среди самых ожидаемых – бизнес-центры «Fortune» (при МФК «Тивали»), «Красавiк» и Dana Center. Среди введенных объектов высокий интерес арендаторов остается к «Amtel», «Башне Европы» и «Gradient». «Сейчас снизилась разница между ставками аренды на объекты классов «B» и «C». Компаниям стало выгоднее переехать в новый бизнес-центр с более качественными характеристиками», – отметил эксперт.

Все больше бизнес-центров в Минске возводится единым собственником для последующей сдачи в аренду. Рынок долевого строительства офисных объектов уходит в прошлое – число новостроек с двумя и более владельцами за год сократилось на 40%. «Важным показателем для бизнес-центра стало наличие управляющей компании, которая призвана упростить решение вопросов по эксплуатации офиса, трансформации и расширению пространства. Бизнес-центры начинают напоминать отели, работающие по принципу «всё включено» и избавляющие арендатора от рутинных задач», – пояснил Артем Жданьков.

На рынке началась миграция арендаторов – компании покидают устаревшие офисные объекты с несговорчивыми собственниками. Наиболее активно подыскивают новые офисы IT-компании, финансовые организации и «дочки» международных корпораций. Некоторые из них предъявляют к объектам специфические требования: например, одной крупной компании понадобился офис в стиле лофт в индустриальном стиле.

Чтобы привлечь арендаторов, девелоперы снижают ставки и предоставляют бонусы. «Для рынка стали нормой арендные каникулы сроком от трех месяцев до полугода, хотя еще пару лет тому назад такой практики не было. Владельцам бизнес-центров приходится идти на уступки, чтобы заполнить объект и компенсировать эксплуатационные расходы», – подчеркнул руководитель проектов.

Ключевые критерии при выборе бизнес-центров остались прежними – местоположение, объемно-планировочные решения и величина арендных ставок. Среди других факторов – просторный паркинг, круглосуточный доступ в здание, климат-контроль, панорамные виды и т.д. В бизнес-центрах появляются велопарковки, открываются фитнес-центры и рестораны. «На первое место выходит забота о персонале и репутации компании. Застройщики стараются «усложнять» объекты – кстати, точно также поступают европейские и американские девелоперы», – обратил внимание эксперт.


Закрыть
Контактная информация
  • Купля-продажа жилья
  • Аренда жилья
  • Дома. Дачи. Коттеджи
  • Новостройки
  • Коммерческая недвижимость
  • Управление проектами
Закрыть  
Написать нам
имя
почта
сообщение
компания
Отправить
Осталось заполнить поля: