Ваш главный эксперт на рынке недвижимости Минска
Весь сайт Весь сайт группы компаний «Твоя Столица»
Главная страница Закрыть

Просто шопинг уже не интересен: как региональные торговые центры работают над столичными ошибками

4 января 2017

В то время как большинство столичных торговых центров сталкивается со снижением посещаемости, в регионах наполнение рынка современными торговыми объектами только начинается. О том, как развивается региональный сегмент торговой недвижимость рассказывает Артем Давидович, менеджер проектов по торговой недвижимости «Твоя столица ∙ Управление проектами».

— Выходящие на региональный рынок торговые объекты сегодня все чаще лишены «детских болезней» и тех недостатков, которые были присущи первым столичным торговым центрам.

Артем Давидович

Менеджер проектов по торговой недвижимости «Твоя cтолица. Управление проектами».

Основная тенденция, характерная не только для столичного рынка торговой недвижимости, но и для всей республики, состоит в том, что время «скучных» торговых центров прошло. Потребителям, в ситуации большого выбора торговых объектов и снижения доходов, уже малоинтересны торговые центры формата «просто для шопинга» — им необходимы места, где они, кроме покупок, смогут еще и интересно провести время с семьей. Отчасти именно из-за этого многие ездили и продолжают ездить в «туры выходного дня» в Вильнюс, Варшаву и т.п.

Значительная часть торговых центров Минска уже столкнулась с необходимостью перехода от формата чисто торгового объекта к формату объекта «Fun&Shop», сочетающего в себе не только торговые, но и развлекательные функции.

В региональных городах, в частности областных центрах, ситуация несколько иная, но все же значимость развлекательной функции в составе торгового объекта растет и там.

Согласно проведенного нами исследования рынка, порядка 75% сетевых торговых операторов Беларуси готовы открывать свои торговые точки в регионах при условии появления там предложения качественных торговых площадей в современных торговых центрах. А в настоящее время лишь в 30% городов с населением более 100 000 человек есть качественные торговые площади (торговые центры), соответствующие требованиям крупных сетевых торговых операторов.

Как обстоят дела с торговыми площадями в регионах

Гродно. В некоторых областных центрах уже появились торговые центры, которые соответствуют современным требованиям. Яркий тому пример — гродненский ТЦ OldCity общей площадью порядка 28 тыс. м2. Благодаря продуманной концепции совмещения торговой и развлекательной частей, а также визуального оформления, арендодатели смогли собрать под своей крышей качественно подобранный пул арендаторов.

Кроме того, в Гродно строится огромный по масштабам Беларуси торгово-развлекательный центр Triniti — планируемая общая площадь которого более 150 тыс. м2, из которых:

  • Под торговую функцию выделено порядка 50 тыс. м2 (торговая галерея, продуктовый и строительный гипермаркеты)
  • Под развлечения (ледовая арена, кинотеатр, боулинг и бильярд) — порядка 9 тыс. м2
  • Под объекты общественного питания — практически 5 тыс. м2

Для сравнения: торговая площадь столичного ТЦ «Замок» составляет 35 тыс. м2, а развлекательная — всего около 4 тыс. м2.

Если в процессе строительства проект Triniti в Гродно не изменится, то после ввода в эксплуатацию его можно будет назвать крупнейшим торгово-развлекательным комплексом Беларуси.

Гомель. Строительство еще одного интересного объекта скоро начнется в Гомеле. Интересным его можно назвать как из-за местоположения, так и из-за выбранной концепции и набора арендаторов. От существующих торговых центров «Секрет» и «Мандарин Плаза», новый ТРЦ будет отличать развлекательная направленность и адаптированные с учетом этого планировочные решения. В частности, в холле ТРЦ предусмотрена сцена, где будут в режиме нон-стоп проводиться конкурсы и играть живая музыка.

Новый торгово-развлекательный центр будет расположен в непосредственной близости от железнодорожного и автовокзала и иметь общую площадь порядка 20 тыс. м2. Концепция предусматривает наличие как базового набора арендаторов в виде продуктового супермаркета и торговой галереи, так и уникального для Гомеля кинотеатра, супермаркета детских товаров, а также так долго ожидаемого жителями Гомеля ресторана быстрого питания от крупного международного оператора с круглосуточным драйв-сервисом для автомобилистов.

Но большие торговые объекты строить в регионах не всегда целесообразно. В частности, исходя из окружения участка застройки. Наглядный пример — недавно открытый в спальном районе Бреста ТЦ «Экватор». Его общая площадь всего порядка 10 тыс. м2, 5 тыс. м2 из которых отдано уже знакомому минчанам продуктовому супермаркету «Green», а 4 тыс. м2 приходится на fashion-галерею. Но подтверждением правильно выбранной концепции является тот факт, что в момент открытия ТЦ был заполнен арендаторами на 85%, в то время как для большинства столичных торговых центров уже вошло в правило открываться с заполненностью менее чем на 50%.

Витебск. Из торговых объектов Витебска хотелось бы отметить такие, как «Марко City» и «GreenЦЕНТР». Однако, несмотря на высокое качество их исполнения, следует отметить невысокую долю развлекательных услуг для посетителей, что впоследствии может негативно повлиять на посещаемость этих объектов.

Могилев. Среди торговых объектов Могилева как наиболее перспективный с точки зрения эволюционирования из просто ТЦ в ТРЦ, можно выделить ТЦ «Парк Сити». На его базе стали проводиться запланированные мероприятия: живые выступления различного формата (музыкальные, художественные, спортивные, мастер-классы и т.п.). Кроме того, возле ТЦ был обустроен скейт-парк, а внутри него скалодром и батутный парк — и это в дополнение к уже функционирующему детскому клубу. Думаю, тем самым «Парк сити» создает для себя мощную зону притяжения посетителей на несколько лет вперед. В «поддержку» развлечениям в подобном объекте также необходимо подумать о расширении объектов общественного питания, и в частности об организации фуд-корта.

Города–«стотысячники». Качественные современные торговые объекты формата «Fun&Shop» есть не только в столице и областных городах, но и в городах «стотысячниках». В качестве удачного примера подобного объекта можно назвать ТЦ «Манеж» в Полоцке общей площадью порядка 20 тыс. м2. В числе его якорных арендаторов продуктовый супермаркет «Евроопт» (3800 м2), строительный супермаркет «ОМА» (5000 м2), «Электросила», LC Waikiki, «Остров чистоты» и др. В «поддержку» якорям есть fashion-галерея. Но это лишь базис, который по умолчанию должен присутствовать в современном ТЦ. А для «уникальности» необходимо нечто иное. Поэтому помимо названных арендаторов, в ТЦ есть полноценный фуд-корт, функционирует ледовый каток, а каждые выходные для посетителей проводятся разнообразные развлекательные мероприятия.

Потенциал регионов

Наибольший потенциал из областных городов, по нашему мнению, в настоящее время имеют Брест, Витебск и Могилев. Брест как одно из «окон» в Европу, а Витебск и Могилев — как крупные областные города с пока еще малым количеством торговых центров, полностью отвечающих требованиям современности. При этом во всех областных городах, в том числе и в Минске, есть торговые центры, которым уже не помогает одна только маркетинговая и рекламная активность, и которые для привлечения посетителей нуждаются в проведении реконцепции и определении нового формата.

Наглядный пример удачного «осовременивания» объекта — ТЦ «Детский мир» в Бресте. В результате проведенной реконцепции и подбора на ее основании определенного пула арендаторов, город получил взамен старого здания современный объект торговли.

Основной посыл, который хочется донести до девелоперов и инвесторов, задумывающихся или выводящих новые торговые объекты на рынок, а также собственников уже функционирующих ТЦ — пора отходить от стандартных подходов при формировании концепции торгового объекта.

И уже тем более не допускать отсутствия концепции у торгового центра как таковой. Сейчас потребитель избалован широким выбором торговых объектов различного формата и направленности, но при этом покупательская способность потребителей продолжает снижаться. Именно поэтому в торговом центре важно наличие развлекательной функции, желательно уникальной — для того, чтобы потребитель выбрал именно этот торговый центр и возвращался в него снова и снова.

Для операторов развлечений сегодня допустима средняя арендная ставка до € 6−8/м2 с НДС. Имея ее, они способны обеспечить торговому объекту стабильно высокий трафик посетителей.


Пожалуйста, поделитесь
Вашим мнением!
X
Закрыть
Контактная информация
  • Купля-продажа жилья
  • Аренда жилья
  • Дома. Дачи. Коттеджи
  • Новостройки
  • Коммерческая недвижимость
  • Управление проектами
Закрыть  
Написать нам
имя
почта
сообщение
компания
Отправить
Осталось заполнить поля: