Развитие транспортной сети Минска: как это влияет на рынок недвижимости
Минск меняется. Город продолжает строить новые дороги, путепроводы и транспортные дуги, и эти изменения влияют не только на логистику, но и на рынок недвижимости - жилую и коммерческую. Давайте разберёмся, что именно происходит, где стоит обратить внимание и как это может изменить стоимость жилья и коммерческих площадей.
Новые магистрали и транспортные дуги
Третье транспортное кольцо
Идея третьего кольца витает в воздухе с начала 2000-х, но пока полноценного замыкания не будет. Согласно последнему генплану, город сохраняет радиально-кольцевую структуру, но строительство непрерывного кольца отменено для сохранения водно-зелёных систем Лошицы и Слепян (см. Onliner). Вместо этого будут развиваться транспортные дуги между ключевыми районами:
- Север города: пр. Победителей → Свислочь → Логойский тракт;
- Центральная часть: ул. Малинина → ул. Манюшко → ул. Корженевского → пр. Дзержинского;
- Южная и юго-восточная часть: ул. Алибегова → ул. Горецкого → ул. Лобанка → ул. Колесникова → пр. Победителей.
Эти магистрали будут частично использовать существующие улицы и путепроводы, частично строить новые, повышая транспортную доступность спальных районов и промзон.
Четвертое полукольцо
Особое внимание заслуживает четвертое полукольцо, участки которого будут соединять Лошицу, Курасовщину и Каменную Горку. Новый путепровод через железную дорогу по ул. Колесникова - Тимирязева станет стартовой точкой этой магистрали. Как рассказал директор «Гордорстроя» Сергей Панёв, работы начнутся до конца 2025 года.
Долгиновский тракт и Шабаны
- Продление Долгиновского тракта до пр. Машерова запланировано в три этапа: вынос трамвайных путей, расширение магистрали, перекрёсток Орловской - Долгиновский тракт. Старт - 2026 год.
- Район Шабаны переживёт масштабные изменения: новые улицы, развязки через железную дорогу, продление красной ветки метро. Улица Селицкого станет магистралью районного значения, соединяя Свислочскую улицу и уменьшая грузопоток через жилой район.
Дублеры Партизанского проспекта
- В ближайшие годы будут построены дублеры Партизанского проспекта на продолжении улиц Байкальской и Свислочской с выходом за МКАД. Это должно разгрузить основной проспект и обеспечить новые кратчайшие связи между районами.
Скоростная железная дорога в аэропорт
- Строительство скоростной железной дороги до аэропорта Минск уже началось. Маршрут: Минск-Пассажирский → Колодищи → Городище → аэропорт, 41,8 км, ориентировочное время пути - 28–30 минут.
Где станет лучше жить: несколько мыслей вслух
- Минск исторически воспринимает некоторые районы как «удалённые» или «неудобные». С новым транспортным развитием эти стереотипы постепенно рушатся.
- Шабаны и Ангарская - районы, которые раньше считались малоинтересными. Новые магистрали и развязки улучшат транспортное сообщение с центром, что повышает их привлекательность для жизни.
- Коммерческая недвижимость вдоль новых трасс. Улучшение транспортной доступности и проходимости увеличивает привлекательность:
- Street retail: ожидаемое увеличение ставок аренды на 10–15% в узлах пересадок и у оживлённых магистралей (по аналогии с динамикой других районов Минска после строительства новых путепроводов и транспортных развязок).
- Офисы: снижение вакантности на 1,5–2 процентных пункта в течение двух лет в районах с новым трафиком и доступностью (исходя из данных Colliers и местных брокеров).
Итоги
- Минск продолжает развивать радиально-кольцевую сеть, строя дуги третьего кольца, четвертое полукольцо, дублеры проспектов и новые магистрали.
- Транспортная доступность становится ключевым фактором привлекательности районов, влияя на цену и ликвидность жилья, а также на коммерческую недвижимость.
- Районы, которые ранее считались периферийными или неудобными, сейчас выходят в число перспективных благодаря инфраструктурным изменениям.
- Инвесторам и покупателям стоит обращать внимание на новые магистрали, путепроводы и скоростную железную дорогу - это фактор роста цен и ликвидности.
(с) Александр Зеневич, руководитель проекта prometr.by.