Позвонить:
Online-консультации: Перезвоним за 15 секунд:
Ожидайте звонка. Уже звоним...
Сеть офисов:

Гиперформаты в процессе эволюции

Коммерческая недвижимость , 23.01.2006 12:00:00

Появившиеся вслед за рынками и торгово-выставочными центрами “мелкой нарезки” гипермаркеты уступают место многофункциональным объектам.

В Беларуси в ближайшие 5-6 лет планируется построить около трех десятков гипермаркетов. Однако, учитывая специфику государственного регулирования в сфере торговли, а также менталитет населения и его платежеспособность, не факт, что все заявленные к строительству объекты будут реализованы именно как гипермаркеты.

Автор: Елизавета Булатецкая

Ориентируясь на опыт соседних государств, можно предположить, что в условиях возрастающей конкуренции заказчики вынуждены будут превносить в стандартный формат торговли свои ноу-хау.

Что это могут быть за ноу-хау и как лучше всего выстраивать концепцию крупного торгового центра (ТЦ)? Поиском ответов на эти и другие вопросы вот уже больше полутора лет занимаются специалисты Информационного центра коммерческой недвижимости (ИЦКН) АН “Твоя столица”.

По данным ИЦКН, из трех десятков заявленных к строительству гипермаркетов 11 запланировано возвести в Минске, 7 — в Могилеве, 4 — в Витебске , по 3 — в Гродно и Бресте, 2 — в Гомеле. Но вполне вероятно, что это количество будет в последующем подкорректировано в сторону увеличения либо уменьшения. Здесь многое зависит от того, в какой степени будет в Беларуси востребован такой формат торговли, и от политики властей.

На рынке еще в прошлом году, когда в Минске открылись два первых гипермаркета, возник вопрос: а не станет ли государство вводить для крупных торговых комплексов дополнительные “нагрузки”? И не будет ли принято решение уменьшить план строительства таких объектов, дабы они не навредили уже действующим торговым объектам среднего и малого форматов? Это предположение небезосновательно: после первых месяцев работы минских гипермаркетов в СМИ прошла информация, что Мингорисполком поручил соответствующим службам проанализировать целесообразность строительства в Минске большого количества подобных объектов.

Не следует сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что в Беларуси гипермаркеты не могут предложить покупателям товары по более низким ценам. Во-первых, отсутствует возможность работать с крупными оптовиками — их просто нет, да и вряд ли появятся в ближайшей перспективе. Во-вторых, в ассортименте предлагаемых товаров должно быть не менее 70% отечественной продукции, а она малорентабельна, и значит, производители не могут отдавать ее дешевле. Все это говорит в пользу того, что заказчики, заявившие о своем намерении строить такие объекты, будут стараться насыщать их какими-либо сопутствующими услугами, элементами дополнительного сервиса, которые притягивали бы покупателей и позволяли конкурировать с действующей сетью менее крупных торговых объектов и уже действующих ТЦ, считают специалисты Информационного центра коммерческой недвижимости.

Отдельным направлением, по мнению директора “Твоей столицы” Владимира Давидовича, может стать (и такие проекты уже реализуются в Минске) строительство торгово-развлекательных комплексов, которые одновременно могут работать как гипермаркеты и как объекты культурного назначения.

Например, в России в последнее время основной упор делается на масштабные многофункциональные комплексы, включающие в себя разнообразный набор товаров и услуг, предлагаемых в пределах одного здания. Концепция “Поход за покупками как способ проведения досуга” формирует особые требования, предъявляемые к организации работы комплекса.

Примерами таких объектов в Минске могут служить поэтапно расширяющий свои возможности Торгово-развлекательный центр "Экспобел" и строящийся торгово-развлекательный центр в районе улицы Уманской и проспекта Дзержинского. В этом центре предусматривается разместить развлекательный комплекс, гипермаркет и комплекс по торговле товарами непродовольственной группы.

В ИЦКН отметили, что исторически гипермаркеты выросли из супермаркетов и небольших магазинов самообслуживания, которые получили распространение после второй мировой войны, придя на смену магазинам с обслуживанием за прилавком.

Среди наиболее крупных французских фирм — владельцев гипермаркетов в Европе выделяются Сarrefour (823 магазина в сети), Leclerc (391), Auchan (321), Casino (299), Cora (78). На международном рынке наиболее заметна компания Carrefour. Именно она задавала тон в формировании имиджа гипермаркетов в последние 25 лет.

В Германии первые гипермаркеты появились в конце 60-х гг. В 1980 г. их стало уже 1.323, а в 2005 г. — 2.600.

По мере развития индустрии торговых центров гипермаркеты стали выступать в качестве якорных арендаторов. В России дифференцируют понятия “гипермаркет” и “торговый центр”. Гипермаркет занимает лишь часть ТЦ. По данным российских компаний, ежедневно один гипермаркет посещают от 10 до 12 тыс. покупателей. Средняя сумма сделанных покупок в разных городах составляет от 13 до 25 USD. По товарообороту, приходящемуся на 1 кв. м торговой площади, российские гипермаркеты не уступают западным.

Строительство гипермаркета стоимостью 30-40 млн. USD “с нуля”, с учетом уровня наценки в российской торговле, окупается за 3-4 года. Сегодня гипермаркет — один из самых прибыльных форматов розничной торговли в РФ. И это направление активно набирает обороты.

В Беларуси же с учетом ее специфики, о которой было сказано выше, гипермаркеты не могут работать по тем принципам, которые используются в Западной Европе и России.

С учетом вышесказанного можно отметить основные принципы, которыми должны руководствоваться будущие заказчики гипермаркетов. Победа в конкурентной борьбе так или иначе останется за цивилизованными форматами торговли, которые имеют тенденцию меняться каждые 10-15 лет. Чтобы объект был конкурентоспособным длительное время, он должен иметь удачное местоположение, быть многофункциональным и сочетать в себе несколько форматов торговли. При этом сам гипермаркет может служить якорным арендатором будущего торгового центра.

Но все эти вопросы нужно рассматривать в комплексе уже на стадии выделения участка под строительство и разработки эскизного проекта, а не после того как объект будет построен. В противном случае, чтобы что-то изменить, придется нести дополнительные расходы.
Наши новости
Итоги "сурового" 2020 г.
Какие сейчас ставки аренды и чего ждать в новом 2021 году
15.01.2021 , Коммерческая недвижимость
Аналитика по офисной недвижимости.
Итоги года
13.01.2021 , Управление проектами
Что изменилось за 11 месяцев шокового 2020?
Мы поговорили с аналитиками группы компаний «Твоя столица»
14.12.2020 , Коммерческая недвижимость
За 5 лет офисы в Минске подешевели на $ 250 с „ква...
Нынешнюю ситуацию на рынке офисной недвижимости часто сравнивают с кризисным 201...
07.12.2020 , Коммерческая недвижимость
Аналитический обзор по офисам
Итоги ноября
04.12.2020 , Коммерческая недвижимость
ТОП-6 офисов для большого бизнеса. Места хватит вс...
Нужен хороший офис площадью 500+ кв. м. и по реальной арендной ставке? Тогда Вам...
01.12.2020 , Коммерческая недвижимость
Как обстоят дела у торговой недвижимости?
Ни для кого не секрет, сколько «сюрпризов» принес этот год.
19.11.2020 , Коммерческая недвижимость
Обзор рынка офисной недвижимости: свежая аналитика...
Как меняется уровень арендных ставок в бизнес-центрах.
04.11.2020 , Коммерческая недвижимость
Снять качественный офис недорого: ТОП-10 предложе...
Нужен качественный офис и по реальной арендной ставке? Рассмотрите наши предложе...
27.10.2020 , Коммерческая недвижимость
Рост ставок или все-таки их снижение?
С марта ставки аренды офисов начали свое постепенное снижение. Так, по итогам...
15.10.2020 , Коммерческая недвижимость
Все новости
Горячая линия клиентской поддержки
Свяжитесь с руководителем подразделения для решения оперативных вопросов
Мы рядом - для поддержания качества нашей работы!
Светлана Ивановна Куделко
Руководитель управления продаж вторичного рынка жилья
Руслан Николаевич Орлов
Руководитель "Твоя столица. Недвижимость для бизнеса"
Маргарита Александровна Почицкая
Начальник отдела аренды жилья
Виктория Владимировна Ляшенко
Руководитель "Твоя столица. Новостройцентр"
Служба клиентинга
Сюда Вы можете обратиться с системными пожеланиями к нашей работе или жалобой
Майя Александровна Кузнецова
Помощник руководителя компании по клиентингу
Служба клиентинга
Сюда Вы можете обратиться с системными пожеланиями к нашей работе или жалобой
Майя Александровна Кузнецова
Помощник руководителя компании по клиентингу