Выбирать лучше тогда, когда есть из чего
Коммерческая недвижимость , 04.07.2006 12:00:00
Традиционное снижение спроса на коммерческую недвижимость в период летних отпусков уже не беспокоит продавцов. Свои издержки они с лихвой окупят осенью, когда очередной скачок активности покупателей станет поводом для поднятия цен даже на слаболиквидные объекты.
Автор: Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ
С начала текущего года ситуация со спросом на рынке коммерческой недвижимости в Минске успела измениться три раза. В первые три месяца покупатели вели себя весьма неактивно. В апреле они оживились, но это длилось недолго. Примерно с середины мая спрос начал постепенно снижаться и в июне опустился до уровня, который был в начале года. Что же касается предложения, то здесь более-менее все стабильно. Пусть и не так быстро, как хотелось бы, но все же список предлагаемых на продажу объектов пополнялся все шесть месяцев с начала года.
Как результат, сегодня по некоторым типам объектов предложение пусть и не сильно, но все же превышает спрос, и у покупателей появилась возможность некоего выбора. К тому же цены в первой половине года практически не поднялись и остались на уровне февраля-марта.
По мнению руководителя Информационного центра коммерческой недвижимости (ИЦКН) АН “Твоя столица” Юрия Попова, сложившееся соотношение спроса и предложения делает покупку объекта сегодня более выгодной по сравнению с тем, что будет осенью.
Практика предыдущих лет показывает, что отечественные покупатели почему-то замирают в летний период, а в сентябре все вдруг резко начинают покупать, говорит Ю. Попов. Понятно, что ввиду небольшого объема предложения оно не может удовлетворить всех желающих. Число претендентов на один и тот же объект увеличивается. А продавцы только этого и ждут и поднимают цены на свою собственность. Например, в прошлом году только за сентябрь и половину октября коммерческая недвижимость подорожала на 10-25%.
Тот же сценарий ожидается и в нынешнем году. Правда, до роста на 25%, скорее всего, не дойдет. Но на 8-10% объекты наверняка подорожают. Таков прогноз специалистов ИЦКН. И с ним трудно не согласиться: при недостаточно большом предложении увеличение спроса неизбежно ведет к росту цен. Таким образом, можно сделать вывод, что сезонные колебания спроса отчасти провоцируют скачки цен на коммерческую недвижимость.
Специалисты ИЦКН также заметили, что активность иностранных покупателей, в отличие от отечественных, не подвержена сезонным колебаниям.
Что касается общей картины, то наиболее востребованными и в то же время дефицитными позициями на рынке являются сегодня магазины, объекты общепита (кафе, рестораны). В продаже их почти нет. Поэтому потенциальные покупатели реализуют свои намерения, как правило, через строительство либо реконструкцию.
На втором месте по скромности предложения и популярности у покупателей находятся производственные и складские объекты. Они тоже редко выставляются на продажу. Но, в отличие от магазинов и объектов общепита, которые хотя бы строятся, рынок производственных и складских помещений практически не обновляется. Он представлен объектами, либо уже давно отслужившими свой срок, либо незавершенкой, которую в большинстве случаев легче снести, чтобы построить вместо нее новое здание. Исключение представляют несколько производственных комплексов, которые были построены лет 8-10 назад и теперь выставляются на продажу либо целиком, либо по частям. Но поскольку цены на них довольно сильно “кусаются”, потенциальные покупатели не спешат их приобретать. Хотя практика показывает, что рано или поздно на любую недвижимость находится свой потребитель.
К дефицитным позициям относятся также объекты, пригодные для размещения развлекательных заведений — клубов по интересам, казино и т. д. Интерес к такой недвижимости проявляют иностранные, преимущественно российские, фирмы.
Что касается офисных помещений, то с их поиском проблем меньше всего. Предложение постоянно обновляется за счет поступления в продажу офисов, расположенных в недавно построенных бизнес-центрах. Но даже если нет возможности купить готовый объект, то можно найти приемлемый вариант путем заключения договора долевого строительства. Правда, нельзя сказать, что выбор так уж велик, но все же он есть, и при желании найти подходящий вариант реально, считает Ю. Попов.
Несколько улучшилась ситуация на рынке долевого строительства торговых объектов. В структуре предложения — магазины в строящихся многоквартирных домах и торговых центрах. Правда, если первая категория объектов имеет тенденцию к увеличению предложения в связи с началом возведения в ближайший год новых жилых микрорайонов, то численность крупных торговых комплексов, возводимых на продажу, вряд будет увеличиваться, считают в АН “Твоя столица”. Потому что большинство таких центров строятся для сдачи в аренду, и эта особенность, скорее всего, не претерпит каких-то изменений в будущем, что подтверждается и общепринятой мировой практикой.
Как результат, сегодня по некоторым типам объектов предложение пусть и не сильно, но все же превышает спрос, и у покупателей появилась возможность некоего выбора. К тому же цены в первой половине года практически не поднялись и остались на уровне февраля-марта.
По мнению руководителя Информационного центра коммерческой недвижимости (ИЦКН) АН “Твоя столица” Юрия Попова, сложившееся соотношение спроса и предложения делает покупку объекта сегодня более выгодной по сравнению с тем, что будет осенью.
Практика предыдущих лет показывает, что отечественные покупатели почему-то замирают в летний период, а в сентябре все вдруг резко начинают покупать, говорит Ю. Попов. Понятно, что ввиду небольшого объема предложения оно не может удовлетворить всех желающих. Число претендентов на один и тот же объект увеличивается. А продавцы только этого и ждут и поднимают цены на свою собственность. Например, в прошлом году только за сентябрь и половину октября коммерческая недвижимость подорожала на 10-25%.
Тот же сценарий ожидается и в нынешнем году. Правда, до роста на 25%, скорее всего, не дойдет. Но на 8-10% объекты наверняка подорожают. Таков прогноз специалистов ИЦКН. И с ним трудно не согласиться: при недостаточно большом предложении увеличение спроса неизбежно ведет к росту цен. Таким образом, можно сделать вывод, что сезонные колебания спроса отчасти провоцируют скачки цен на коммерческую недвижимость.
Специалисты ИЦКН также заметили, что активность иностранных покупателей, в отличие от отечественных, не подвержена сезонным колебаниям.
Что касается общей картины, то наиболее востребованными и в то же время дефицитными позициями на рынке являются сегодня магазины, объекты общепита (кафе, рестораны). В продаже их почти нет. Поэтому потенциальные покупатели реализуют свои намерения, как правило, через строительство либо реконструкцию.
На втором месте по скромности предложения и популярности у покупателей находятся производственные и складские объекты. Они тоже редко выставляются на продажу. Но, в отличие от магазинов и объектов общепита, которые хотя бы строятся, рынок производственных и складских помещений практически не обновляется. Он представлен объектами, либо уже давно отслужившими свой срок, либо незавершенкой, которую в большинстве случаев легче снести, чтобы построить вместо нее новое здание. Исключение представляют несколько производственных комплексов, которые были построены лет 8-10 назад и теперь выставляются на продажу либо целиком, либо по частям. Но поскольку цены на них довольно сильно “кусаются”, потенциальные покупатели не спешат их приобретать. Хотя практика показывает, что рано или поздно на любую недвижимость находится свой потребитель.
К дефицитным позициям относятся также объекты, пригодные для размещения развлекательных заведений — клубов по интересам, казино и т. д. Интерес к такой недвижимости проявляют иностранные, преимущественно российские, фирмы.
Что касается офисных помещений, то с их поиском проблем меньше всего. Предложение постоянно обновляется за счет поступления в продажу офисов, расположенных в недавно построенных бизнес-центрах. Но даже если нет возможности купить готовый объект, то можно найти приемлемый вариант путем заключения договора долевого строительства. Правда, нельзя сказать, что выбор так уж велик, но все же он есть, и при желании найти подходящий вариант реально, считает Ю. Попов.
Несколько улучшилась ситуация на рынке долевого строительства торговых объектов. В структуре предложения — магазины в строящихся многоквартирных домах и торговых центрах. Правда, если первая категория объектов имеет тенденцию к увеличению предложения в связи с началом возведения в ближайший год новых жилых микрорайонов, то численность крупных торговых комплексов, возводимых на продажу, вряд будет увеличиваться, считают в АН “Твоя столица”. Потому что большинство таких центров строятся для сдачи в аренду, и эта особенность, скорее всего, не претерпит каких-то изменений в будущем, что подтверждается и общепринятой мировой практикой.
Контактное лицо
Горячая линия клиентской поддержки
Свяжитесь с руководителем подразделения для решения оперативных вопросов
Мы рядом - для поддержания качества нашей работы!
Служба клиентинга
Сюда Вы можете обратиться с системными пожеланиями к нашей работе или жалобой
Майя Александровна Кузнецова
Помощник руководителя компании по клиентингу
Связаться с руководством