Ваш главный эксперт на рынке недвижимости Минска
Весь сайт Весь сайт группы компаний «Твоя Столица»
Главная страница Закрыть

Рынок торговых центров Минска

14 ноября 2006

Белорусские потребители уже захотели проводить выходные с комфортом, совмещая покупки с развлечениями, а значит, Минск созрел для крупных торгово-развлекательных центров (ТРЦ). С точки зрения технологии строительство такого объекта не представляет особого труда, а вот спланировать его наполнение - весьма сложная и ответственная задача. К сожалению, мало кто из застройщиков это понимает.

Автор: Ольга Микша

Не прошло и 15 лет, как отечественная розница проскочила все этапы перехода от магазинов советского образца к торговым объектам современного типа. Причем продуктовое направление развивалось со всеми «остановками» - магазин у дома, супермаркет, гипермаркет (хотя и в весьма ограниченном тираже). Промтовары, напротив, из универмагов сначала интенсивно размножились в контейнерах и палатках на вещевых рынках, а потом просто переехали под обустроенную общую крышу. Безусловно, каждый из этих торговых объектов имеет право на жизнь, и потребитель сам решает, в каком из них ему удобно делать покупки.

Следующим логичным этапом розничной эволюции стало создание объектов, объединивших продукты и ширпотреб - получились торговые центры с якорными супермаркетами (например, ТЦ «Рига» общей площадью 6 тыс. кв. м, из которых 1,6 тыс. - супермаркет «Соседи», ТЦ «Максимус» с супермаркетом Preston - 3,1 тыс. и 1,7 тыс. кв. м соответственно). А затем центры еще более укрупнились и добавили в свой актив долю развлечений. К настоящему времени в Минске заявлено о начале реализации нескольких ТРЦ. Самым первым стал ТРЦ «Экспобел», где к якорю в виде продуктового гипермаркета BIGGZ присоединились ряды магазинов с товарами народного потребления, а в перспективе откроются фуд-корт, детская площадка, автокинотеатр и даже пятизальный мультиплекс (общая площадь 40 тыс. кв. м). Примерно по такому пути идут создатели ТРЦ «Глобо» - там за гипермаркет «зацепятся» галереи непродовольственных товаров, боулинг, аттракционы и дискотека (общая площадь составит 50 тыс. кв. м, 14 тыс. - торговая, 6 тыс. - развлекательная). ТРЦ «Гулливер», строительство которого начнется в ближайшем будущем, и вовсе потрясет минчан размерами - там для шопинга и развлечений планируется отдать более 60 тыс. кв. м (общая площадь составит 120 тыс. кв. м).

Эксперты полагают, что выбранное направление развития торговли вполне отвечает запросам потребителей. Доходы населения постепенно растут, и, по данным 2005г., на питание у среднестатистической семьи стало уходить чуть менее половины дохода. Между тем расширение кругозора и улучшение благосостояния требует определенных условий - сорить деньгами с комфортом намного приятнее, нежели метаться по городу из гипермаркета в боулинг, затем в кино и на дискотеку. Это говорит о том, что ТРЦ не будут стоять пустыми. Однако чтобы эксплуатация крупных, а потому дорогостоящих объектов была действительно эффективной, заказчику строительства придется весьма тщательно подходить к выбору собственников и арендаторов подобного центра.

БРОСАЙТЕ ЯКОРЯ

В отличие от офисной недвижимости, которая постепенно насыщает минский рынок, торговые площади по-прежнему в остром дефиците. Это формирует у заказчиков впечатление, что на любые построенные метры непременно найдется покупатель. Однако впечатление это обманчиво. Эксперты отмечают, что, несмотря на дефицит, предпочтения торговцев меняются. Казалось бы, совсем недавно можно было построить коробку, нарезать ее на куски по 10-20 кв. м и без проблем распродать - еще и очередь стояла бы. Теперь продавцы промтоварной группы все чаще заказывают площадь будущих магазинов от 50 кв. м, а запросы продавцов продуктов и вовсе за последние 5 лет выросли с обычных для того времени 50-150 кв. м до 300-1500 кв. м. А самая дефицитная категория - отдельно стоящие магазины площадью 300-500 кв. м. И это при том, что цены на торговые площади в собственность выросли в Минске за этот срок примерно втрое. Конечно, для заказчика ТРЦ не составит труда нарезать более крупные прямоугольники даже при изменившейся конъюнктуре рынка. Однако такой вариант сегодня устраивает далеко не всех, и поэтому заказчику придется потратить намного больше усилий и подобрать компанию собственников и арендаторов так, чтобы центр стал наиболее посещаемым. «Нужно заручиться хорошими «якорями», - пояснил «БелГазете» директор агентства недвижимости «Твоя столица» Владимир Давидович. - Это могут быть как гипермаркеты или сети продуктовых магазинов, так и крупные операторы рынка развлечений».

Можно говорить, что «якоря» определенным образом формируют специализацию ТРЦ - покупки или развлечения. С этой точки зрения, по мнению экспертов, в недалеком будущем потеряют актуальность недавно построенные бизнес-центры с большими торговыми помещениями на первых этажах. «Они были востребованы, когда торговые площади были в остром дефиците. С вводом первых крупных ТРЦ нехватка будет уменьшаться и спрос на них также», - отметил Давидович. Причина проста: если у потребителя будет выбор, он пойдет туда, где предлагают то, что ему надо, и много чего еще. В этой связи специалисты полагают, что ритейл при бизнес-центрах в будущем придется перепрофилировать на группы товаров, непосредственно связанных с бизнесом. В первую очередь решением этой проблемы необходимо заняться центрам, расположенным вдали от основных транспортных магистралей, например «Капиталу», «Инфо» и «Виктория Плаза». А отдельно стоящим торговым центрам стоит переориентироваться на районного покупателя. Первым примером, подтверждающим такую необходимость, стал ТЦ «Мост»: убедившись в собственной слабости по сравнению с центральными вещевыми выставками-ярмарками, он стал позиционироваться как выставка строительных материалов и получил шанс на успех, поскольку строительного рынка на юге столицы нет. По мнению экспертов, в ребрендинге нуждаются еще несколько ТЦ, например «Манеж» и «Восток».

Не за горами время, когда при оценке эффективности эксплуатации ТРЦ на передний план выйдет фактор управления объектом. Это сейчас основная задача собственника состоит в поддержании здания в рабочем состоянии и своевременном сборе арендной платы. При реализации конкретной концепции создания и эксплуатации ТРЦ собственник должен получить способы воздействия на партнеров. Однако при нынешнем положении дел до этого еще далеко. Сейчас из трех категорий субъектов рынка торгово-развлекательной недвижимости лишь потребители находятся в наибольшей степени готовности отдать свои деньги за комфортный и приятный шопинг. Строители при получении заказа также в состоянии быстро привести себя в форму и использовать современную технологию строительства. И лишь заказчики в процессе торговой эволюции запаздывают: менять стереотипы мышления намного труднее, чем технологии строительства.

Закрыть
Контактная информация
  • Купля-продажа жилья
  • Аренда жилья
  • Дома. Дачи. Коттеджи
  • Новостройки
  • Коммерческая недвижимость
  • Управление проектами
Закрыть  
Написать нам
имя
почта
сообщение
компания
Отправить
Осталось заполнить поля: