Ваш главный эксперт на рынке недвижимости Минска
Весь сайт Весь сайт группы компаний «Твоя Столица»
Главная страница Закрыть

Такое впечатление, что бизнес в отпуск не уходил: на какие офисы в Минске сегодня спрос

15 августа 2016

На рынке офисной недвижимости в Минске не произошло снижения спроса, который обычно наблюдается в летний сезон. Одновременно ставки аренды сохраняются на одном и том же уровне с начала весны. Что происходит на рынке офисной недвижимости прямо сейчас, рассказывает Сергей Войтов, начальник отдела продаж «Твоя столица ∙ Недвижимость для бизнеса».

Сколько стоят офисы летом

– Вопреки сложившимся стереотипам, этим летом сезонного снижения спроса на офисную недвижимость не произошло.

Только за июль прирост обращений от арендаторов составил 5% по сравнению с первыми месяцами года. Анализируя число заявок потенциальных арендаторов, поступивших в течение двух месяцев лета, складывается впечатление, что в отпуск никто не уходил.

Не последним фактором, повлиявшим на спрос, стала стабилизация цен на рынке. Если с начала года мы наблюдали постепенное снижение ставок: на 27%, 16%, 14% на объекты классов качества «А», «В» и «С» соответственно, то уже в мае этот процесс практически остановился. И с конца весны по текущий момент ставки аренды на офисную недвижимость находятся примерно на одном уровне.

Динамика средних арендных ставок, евро/м2, с НДС

Вместе со снизившимися ставками аренды, скорректировались и ценовые ожидания арендаторов — бизнес уже не ждет, что арендные ставки упадут еще больше.

Бизнес переезжает в более качественные офисы

Интерес к более качественным объектам вполне оправдан: правильно организованное рабочее пространство положительно влияет на мотивацию сотрудников. Особенно это ощутимо в хорошо оплачиваемых сферах, например, в ИТ. Кроме того, чувствуется влияние отложенного спроса: компании и раньше хотели переехать в лучший офис, и сейчас начинают его искать.

Каждый из арендаторов немного поднимает свой уровень, и это может происходить несколькими путями:

1. Арендаторы могут оставаться в одном классе. Например, в здании класса «В» фирма работала в подвальном помещении — сейчас переехала в кабинет на 2-й этаж. Кабинет освободился, потому что предыдущий арендатор переместился в соседний офис с кондиционером. Помещение с кондиционером стало вакантным, потому что прошлый арендатор перебрался в бизнес-центр с готовой отделкой: там освободился офис организации, которая стала работать в БЦ возле метро.

2. Кто-то сейчас арендует офис в бизнес-центре класса «С», где кабинетная система, и лишь в одном из кабинетов есть кондиционер. А сейчас у него есть возможность переехать в офис, располагающийся в бизнес-центре класса «В,» имеющий планировку open space и централизованную систему кондиционирования и вентиляции и т.п.

Структура бизнес-центра по классам (собственная классификация компании)

Как все это влияет на рынок офисов

Таким образом, основной объем спроса на офисы сегодня связан со стремлением улучшить условия работы персонала, либо с поиском нового, качественного офиса в связи с ростом штата. Вот особенности рынка сегодня:

1. Качественные, современные объекты, особенно площадью от 300 м2 и более, сегодня подобрать не просто.

2. Временные затраты. Подбор офиса, осмотры объектов, переговоры и сам переезд может занять от месяца (возможно при аренде объекта небольшой площади) до полугода и более. Кроме того, для компании переезд — всегда затраты и материальные, и моральные. Как правило, это притормаживает внутренние бизнес-процессы.

В итоге компании, которые задумались о переезде еще весной и начали искать новое место для работы, оказались в выигрышной ситуации. Среди всего числа предложений они могли выбрать наиболее качественные и при этом не переплатить.

Кроме того, сезон отпусков – лучшее время для подготовки нового рабочего помещения: это позволяет запустить все бизнес-процессы сразу после выхода сотрудников из отпусков, без ненужных приостановок.

3. Сейчас на рынок поступает все больше помещений, которые освободились после того, как компании переехали в более удобные и комфортные для работы объекты. Одновременно, с ростом спроса на такие более качественные офисы , предложение по ним будет сокращаться.

Советы компаниям, которые решили переехать

Не стоит думать, что широкий объем предложения на сегодняшнем рынке упрощает поиск нужного помещения. Скорее наоборот — он усложняет его. Богатое предложение побуждает искать идеальный вариант. А в итоге компания может упустить оптимальное решение, и переехать в офис, аналогичный ранее арендуемому. Вот несколько советов:

  • Четко сформулировать свои требования к объекту. Не просто «более современный и комфортабельный», а, например, расположенный в определенном районе города, вблизи метро, имеющий планировку open space, оснащенный централизованной системой кондиционирования, имеющий контроль доступа и систему видеонаблюдения, в котором предоставляются на каждые N-м2 бесплатные машино-места и т.п.
  • Расставить приоритеты, в т.ч. определить критичные для компании. Это позволит сузить список предложения
  • В процессе осмотра объекта акцентируйте внимание собственника/арендодателя на возможности качественного улучшения. Например, есть ли возможность установить перегородки, выделить кухню, серверную с отдельным кондиционированием, предоставить арендные каникулы на время переезда и т.п.
  • Не рассматривайте вариант, если собственник либо его представитель не могут однозначно ответить на поставленные вопросы в течение двух-трех дней
  • Рассматривайте одновременно не более 3-4 вариантов. Это позволит вам оценить предложение более детально и принять верное решение
  • Повторимся: идеальных предложений на рынке не бывает. В то же время по многим позициям с арендодателем можно договориться. Лучше принимать решения быстро, потому как спрос на качественные объекты сегодня достаточно высок.

Закрыть
Контактная информация
  • Купля-продажа жилья
  • Аренда жилья
  • Дома. Дачи. Коттеджи
  • Новостройки
  • Коммерческая недвижимость
  • Управление проектами
Закрыть  
Написать нам
имя
почта
сообщение
компания
Отправить
Осталось заполнить поля: